Десятки
тысяч подвижного состава, сеть путей и сопутствующей инфраструктуры, множество
технических устройств и технологических процессов... Находясь внутри этой
сложной системы, железнодорожники ежедневно сталкиваются с рисками в своей
работе. Поэтому в национальной компании «Қазақстан темір жолы» большое внимание уделяется тому,
чтобы каждый сотрудник осознавал необходимость соблюдения установленных правил,
чувствовал личную ответственность за обеспечение безопасности труда. О
том, какие меры принимаются в отрасли по развитию культуры безопасности,
рассказывает главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев.
«Модули на рельсах и шпалах»
- Железнодорожников Казахстана всегда отличали почти военная собранность, дисциплина и мобильность. Вопросы безопасности для них - главный ориентир в работе. Скажите, какие новые возможности и методы применяются в этой сфере?
- Основная цель всей нашей проводимой работы – вовлечение железнодорожников в формирование корпоративной культуры безопасности. Мы добиваемся того, чтобы культура безопасности стала для наших сотрудников не просто термином, а неотъемлемой частью их повседневной работы.
В конце прошлого года мы впервые провели Форум по производственной безопасности, на котором председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев продемонстрировал личную приверженность вопросам безопасности труда и здоровья сотрудников и дал официальный старт программам: «Поведенческие диалоги безопасности», «Останови опасность», «Происшествия без последствий».
В тот же период практически все высшее руководство компании, затем сотрудники прошли обучение по программе «Поведенческие диалоги безопасности», которая специально разработана в АО «НК «ҚТЖ» для предупреждения несчастных случаев на производстве.
На сегодня у нас более 70 тыс. обученных работников, в том числе в онлайн-режиме свыше 17 тысяч.
Следует отметить, что один из прорывных проектов - модуль «Поведенческие диалоги безопасности» - внедряется на базе цифровой мобильной платформы - автоматизированной системы «Производственная безопасность». Он направлен на предупреждение несчастных случаев и травм, а не на ликвидацию последствий, связанных с игнорированием норм техники безопасности и средств индивидуальной защиты.
Каждый сотрудник нашей Компании с помощью мобильного устройства может делиться информацией о ситуациях, которые могут негативно сказаться на здоровье или работе, зафиксировать любое происшествие, в том числе без последствий, опасные действие и условия.
Запуск модуля проходит поэтапно с охватом более 120 тыс. сотрудников. Работа по загрузке мобильных приложений началась 30 марта этого года в центральном аппарате Компании, а завершится в Актюбинском регионе.
В настоящее время в системе зарегистрировано более 50 тысяч человек.
Получены первые результаты - более 2400 поведенческих диалогов. И мы уже можем видеть, по каким видам работ у нас больше всего регистрируется опасностей.
- То есть нынче цифровизация широко шагает по железной дороге?
- Да, потому что на базе цифровой мобильной платформы внедряются и другие модули. Приложением «Минутки безопасности» железнодорожники могут воспользоваться перед проведением работ с высокой степенью риска, перед любой встречей, для бесед с коллегами.
С мая этого года действует модуль «Внутренний контроль». Цифровизация процесса «Внутренний контроль» вышла на новый уровень. Выгоды от проекта неоспоримы. Исключаются ручной ввод данных, управление бумажными записями и фото (документальными свидетельствами). Значительно снижаются трудозатраты на поиск и передачу информации (в считаные минуты вместо недели). Повышается качество исходных данных о нарушениях, устраняется риск потери физических записей, исключается двойной ввод данных (на бумажных носителях и электронных). Такая система обеспечивает более качественное выявление рисков и контроль за устранением нарушений.
Для повышения квалификации специалистов с целью расширения сферы применения IT-решений мы разрабатываем видеоинструкции по регистрации в системе, правильному заполнению модуля по процессам «Поведенческие диалоги безопасности», «Внутренний контроль».
Параллельно начали разработку более 90 тем обучений, в том числе оказанию первой медицинской помощи.
Также мы приступили к автоматизации процесса «Управление происшествиями», где будет реализовано первичное сообщение о происшествии, автоматический запуск "Молнии" с освещением инцидента в целях оперативного реагирования в аналогичных структурных подразделениях и далее фиксации всех шагов процесса с автоматической генерацией акта расследования. По завершении расследования также в системе будет формироваться Бюллетень с раскрытием причин случившегося инцидента и фиксацией извлеченных уроков.
До конца этого года в системе «Производственная безопасность» также будут оцифрованы процессы «Управление ЧС» и «Аттестация производственных объектов по условиям труда».
С января этого года ежемесячно выпускается Информационный бюллетень, в котором освещаются основные события по производственной безопасности.
В рамках Дорожной карты по совершенствованию системы производственной безопасности и достижения условий нулевого травматизма созданы рабочие группы по работам повышенной опасности. Это каждый в отдельности мини-проект, который предусматривает унификацию и стандартизацию документов и инструкций.
«Карантин работе не помеха»
- Батыр Куанышевич, пандемия не стала помехой внедрению информационных технологий?
- Нет, можно сказать, что сложившаяся ситуация ускорила реализацию ряда программ по внедрению цифровых технологий, хотя пандемия COVID-19 стала серьезным вызовом для всех. Мы были вынуждены менять свою модель работы, корректировать планы. Благо у АО "НК "ҚТЖ" имелась определенная техническая база, что позволило без серьезных проблем адаптироваться к новым условиям. С первых дней карантинного режима мы повсеместно провели технические и организационные мероприятия по переводу на дистанционный формат работы, обеспечивая при этом непрерывность технологического процесса. Для обеспечения эффективной работы оперативно организовано подключение к персональным компьютерам сотрудников по принципу удаленного рабочего места.
- Какие профилактические меры принимаются на железной дороге в связи со сложной эпидемиологической ситуацией?
- Принимаемые меры включают в себя информирование сотрудников, отмену массовых мероприятий, обеспечение социального дистанцирования, соблюдение санитарных требований.
Большой акцент делаем на разъяснительной работе. Размещаем постеры на
информационном портале ҚТЖ о первых симптомах и мерах профилактики, соблюдении мер личной
гигиены, способах бесконтактного приветствия, правилах поведения во время
карантина и в посткарантинный период, инструкции по использованию и утилизации
средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), алгоритму действий персонала при
выявлении случая с подозрением на COVID-19. Аналогичная аудиоинформация транслируется также на объектах Компании.
Одна из мер противодействия
распространению вируса - перевод административно-управленческого
персонала на удаленную работу (в период карантина – до 100%, в настоящее время
– 50%). Уделяется внимание обеспечению возможности держать социальную
дистанцию. Все совещания, обучения
работников проводятся в онлайн-режиме, отменены массовые мероприятия.
Организовано соблюдение 100%-ного масочного режима персоналом, обеспечение средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками) работников, непосредственно контактирующих с клиентами/пассажирами, установка санитайзеров на объектах Компании, усиление дезинфекционного режима (повышение частоты проведения влажной уборки, обработки поверхностей, часто соприкасаемых с руками ).
Ведется мониторинг состояния здоровья работников, в том числе проведение бесконтактной термометрии при входе в офисы, и предсменного медицинского освидетельствования производственного персонала.
Проведение данных мероприятий начато в Компании с 22 января 2020 года. Профилактические мероприятия были усилены во время объявления в стране чрезвычайного положения, а также продолжаются в настоящее время.
Все вопросы, связанные с защитой коллективов и обеспечением условий работы в текущей непростой ситуации, находятся на особом контроле.