USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.48$
+0.090
BTC
97012.10$
+2763.400

Порожний пробег локомотивов КТЖ достигает 39%

Права модернизации автоматизированной системы управления перевозками у компании нет, правообладатели - иностранные компании

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В «Қазақстан темір жолы» статистические данные по транзиту грузов не соответствуют фактическим показателям. Об этом рассказал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании мажилиса об итогах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Поэтому принимаемые меры сведены исключительно к обновлению вагонного и локомотивного парка, а также строительству отдельных путей на востоке и юге Казахстана», - сообщил он.

Алихан Смаилов добавил, что в компании не проводится кардинальная реновация магистральных сетей. «Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования», - подчеркнул глава ВАП.

Он добавил, что ситуация усугубляется отсутствием комплексных цифровых решений при планировании и управлении движением. 

«Информационные системы управления железнодорожными перевозками устарели. Их внедрение приходилось на 1980-2010 годы. Например, оформление транзита и планирование движения грузов осуществляются фактически в ручном режиме. А это высокие коррупционные риски. Все это приводит к ухудшению показателей использования локомотивов и высокой доле порожнего пробега на уровне 39%», - отметил он.

Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками в компании, по словам Алихана Смаилова, заканчивается в ноябре 2027 года.

«А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики – иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет», - сказал председатель палаты.

Непрозрачны и оказываемые меры государственной поддержки социально значимых пассажирских железнодорожных перевозок. Проведение конкурсов по субсидированию расходов перевозчиков осуществляется на бумажных носителях.

«Отсутствует единый подход к возмещению расходов. Отдельные частные перевозчики ежегодно получают субсидии в полном объеме. А другие – частично. При этом сумма их непокрытых расходов с 2020 года составляет 65 млрд тенге», - отметил он.

Не предусмотрено требование по направлению части прибыли и амортизационных отчислений на обновление активов пассажирских перевозчиков: отсюда старые вагоны с несоблюдением элементарных санитарных норм.

«Подводя общие итоги, мы пришли к выводу, что без кардинальных мер по управлению национальным перевозчиком фрагментарные решения, принимаемые до настоящего времени Минтранспорта и самой компанией, не дадут ожидаемого эффекта», - подчеркнул Алихан Смаилов.

Для этого Высшая аудиторская палата предлагает:
- правительству, «Самрук-Қазыне» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;
- обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;
- предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию национальной железнодорожной компании;
- ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;
- исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.