В настоящее время по вопросам, связанным со сделками без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, Комитет госдоходов начисляет или пересматривает суммы по корпоративному подоходному налогу, а также из зачета по налогу на добавленную стоимость. Однако в соответствии с нормами Налогового кодекса вычету по КПН не подлежат несколько видов расходов.
Во-первых, к ним относятся расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель или учредитель которого не причастен к регистрации или осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, расходы по выписке счета-фактуры или иного документа, признанного вступившим в законную силу судебным актом, совершенной предпринимателем без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров. В-третьих, расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
В частности Налоговый кодекс предусматривает, что начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет при выписке счета-фактуры без фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг производится налоговым органом по налоговому обязательству, либо по требованию на основании вступивших в законную силу решения, приговора, постановления суда в пределах срока исковой давности. В таком случае налоговыми органами проводится тематическая проверка в отношении налогоплательщика либо налогового агента.
Аналогичные положения по начислению или пересмотру исчисленной суммы налогов предусмотрены в части НДС, ранее отнесенного в зачет. НДС, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета в нескольких случаях. По сделке, по которой действия по выписке счета-фактуры или иного документа признаны без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров. Также по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда. Кроме того, по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа. Либо если руководитель не причастен к регистрации или осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица. Исключение составляют сделки, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.
Таким образом, условием для исключения расходов из вычетов по КПН, и из зачета по НДС в вышеуказанных случаях является наличие соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. Необходимо отметить, что вышеуказанные случаи исключения расходов из вычетов по КПН и из зачета по НДС расширительному толкованию не подлежат.
Вместе с тем на практике нередко применяется иной подход, когда налоговые органы самостоятельно усматривают в совершаемых сделках налогоплательщиков признаки мнимости и принимают решение о пересмотре исчисленной суммы налогов.
Согласно существующей практике, фиктивность и противоправность взаиморасчетов между контрагентами заключается в отсутствии у поставщика товаров (работ, услуг) технической и материальной возможности поставок товаров, выполнения работ (оказания услуг) в адрес контрагента, что свидетельствует, по мнению налоговых органов, о фиктивности произведенных взаиморасчетов между указанными субъектами предпринимательства с целью незаконного обогащения.
В качестве обоснования технической и материальной возможности поставок приводятся такие факторы, как отсутствие у поставщика фиксированных активов, несоответствие данных нормативной трудоемкости, отсутствие квалифицированного персонала в штате поставщика и т.д.
С учетом вышеуказанных обстоятельств налоговые органы делают вывод о том, что фиктивные документы по реализации товаров и услуг, выписанные контрагентами, не являются основанием для отнесения на вычеты по КПН расходов по ним и взятия в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с указанными контрагентами.
При этом такие обстоятельства не подтверждены объективными доказательствами, поскольку сама сделка не признана недействительной в судебном порядке.
В результате налоговые органы, не инициировав в судебном порядке признание сделок недействительными, производят начисление налогоплательщику налогов и пени, тем самым лишив его права доказывания действительности совершенных с указанными в актах контрагентами сделок и фактического получения работ, товаров и услуг. Такие действия, не основанные на достоверных доказательствах, в условиях отсутствия судебных актов о признании недействительными сделок с контрагентами, указанными в актах, либо о признании их регистрации недействительной, являются существенным нарушением прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.
Как изложено выше, основанием для пересмотра исчисленной суммы налогов по факту фиктивности (мнимости) совершенной сделки должно служить вступившее в законную силу решение суда о признании сделки недействительной, а не выводы о мнимости сделки, изложенные в акте налоговой проверки.
Только такой подход позволит обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика, а также соблюдение принципов определенности и справедливости налогообложения от недобросовестных сотрудников налоговых органов.
Думан Ахметов, партнер Integrites Kazakhstan
Галымбек Керейбаев, старший юрист Integrites Kazakhstan