Этот год был годом ЕНПФ — фонд критиковали, с фондом судились и в конце-концов из фонда все-таки разрешили изымать досрочно часть пенсионных накоплений, при этом значительно снизив пороги достаточности. Следующий год, скорее всего, будет годом еще одного обещания президента — налоговой реформы. По всей видимости, нам стоит ждать переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога и много других изменений, которые частично пытались принять в этом году.
Предложения поменять тот или иной налог звучали в этом году не раз. Сначала после слов президента о целесообразности и справедливости прогрессивной шкалы ИПН министерство национальной экономики планировало обложить 20%-ным налогом людей с зарплатой свыше 300 тысяч тенге. Однако президент заявил, что это неприемлемо, а конкретные ставки должна решить специальная рабочая комиссия. Вторая попытка переложить дефицит бюджета на налоги случилась в мае — обсуждалась возможность поднять НДС до 16%, а КПН до 24%. Однако и этот вопрос отложили до лучших времен, которые могут наступить после начала вакцинации, когда мир наконец-то вздохнет без маски и попробует вернуться к нормальной жизни.
Все это в совокупности с потерями бюджета от налоговых поступлений и достаточно низкими налогами в Казахстане относительно стран ЕАЭС дает представление о том, что следующий год будет, скорее всего, годом налоговой реформы, так как президент не раз давал понять, что просто так двигать тот или иной налог вверх или вниз — плохая идея. К сожалению, по прогнозам, эксперты не дают на следующий год за черное золото сильно больше 50 долларов за баррель, учитывая дисконт, с которым продается казахстанская нефть и размеры дефицита бюджета, бюджет надо будет чем-то наполнять. И здесь хотелось бы предостеречь профильные министерства от чрезмерного увлечения изменениями — в условиях дешевой нефти может показаться, что новой нефтью могут быть граждане или другие сектора экономики, но это не сработает. Особенно учитывая принятие нового экологического кодекса, который значительно ужесточает экологические требования, вводит, по сути, дополнительный углеродный налог. Все это никак не помогает двум основным отраслям-кормильцам восстановиться быстрее.
В этом году огромные суммы были выделены на спасение экономики — льготные кредиты, увеличение финансирования программ по диверсификации экономики. Это уже приносит свои плоды — несмотря на падение ВВП по итогам 10 месяцев текущего года, объемы производства в промышленности выросли на 3,2%, в цветной металлургии объем производства увеличился на 1,9%, и это несмотря на падение цен на мировых рынках. Горнодобывающие предприятия не допустили существенного снижения объемов производства, сохранили рабочие места и продолжают реализацию инвестиционных проектов, в отличие от того же нефтесервиса, который вынужден был простаивать почти всю пандемию и в котором сокращения инвестиций в отрасль будут оказывать негативный эффект еще по меньшей мере один-два года.
Не секрет, что одно из главных инвестиционных преимуществ — гарантия не только сохранения условий инвестиционных договоров, но и гарантия стабильности законодательства, в том числе и налогового. Кстати, именно на таких условиях приходили крупные инвесторы в нефтегазовую отрасль Казахстана — в их соглашениях о разделе продукции прописаны специальные налоговые ставки и их неизменность относительно действующего налогового законодательства. Повышение налоговых ставок для бизнеса, которое может произойти в следующем году, отпугнет часть инвесторов, а ведь именно на них сейчас держится наш ВВП.
Это не значит, что налоги нельзя менять — можно и нужно, адаптируя то, что не работает, к реальности, усиливая администрирование и даже снижая их. Кстати, Китай уже снизил налоги для поддержки экономики — это называется фискальные методы поддержки, мы пока их применяли, но лишь для ряда пострадавших отраслей и на период локдаунов. Кажется, что до полного восстановления экономики, и что более важно, ее диверсификации — стоит подумать, что важнее. С одной стороны создание бизнес-среды и привлечение инвесторов для создания действительно сложных и интересных проектов, что даст сохранение или снижение налогов в Казахстане или латание дыр бюджета за счет увеличение налогов. Второй путь позволит снизить давление на Нацфонд в краткосрочной перспективе. Первый путь сложнее, но позволит создать среду, в которой экономика будет усложняться — больше добавленной стоимости, больше предприятий, больше налогов и меньше зависимость от нефти.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане