Случается, что наступает страховой случай, но страховая компания под разными предлогами отказывается выполнять свои обязательства по заключенному договору. В таких случаях на помощь клиенту страховой компании приходит страховой омбудсман, или примиритель. Чаще других к страховому омбудсману апеллируют автовладельцы, попавшие в ДТП. Это порядка 80% от всех обращений.
На основные вопросы по работе омбудсмена ответили специалисты Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Казахстана.
Кто такой страховой омбудсман?
Институт страхового омбудсмана в Казахстане создан в 2007 году, причем первым на постсоветском пространстве. Его деятельность регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан, десятью законами, в том числе Законом РК «О страховой деятельности» и «Внутренними правилами Страхового омбудсмана».
Страховой омбудсман – независимое в своей деятельности физическое лицо. Он занимается урегулированием взаимоотношений и внесудебным разрешением споров, возникающих из договоров страхования между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями.
С 27 ноября 2015 года страховым омбудсманом Казахстана является Андрей Копов. 29 ноября 2019 года на эту должность был избран Павел Завалко, который вступит в должность 30 декабря.
Какие вопросы решает страховой омбудсман?
· Он способствует урегулированию разногласий между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) - физлиц и (или) субъектов малого предпринимательства со страховыми компаниями, при этом сумма требований не должна превышать десятитысячекратный размер месячного расчётного показателя, что составляет на 2019 год 25 250 000 тенге.
· Между самими страховыми организациями по разногласиям, возникающим по вопросам обязательного и добровольного страхования.
· Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Многие споры благодаря институту страхового омбудсмана могут быть урегулированы в досудебном порядке. Урегулирование взаимоотношений между страхователями и страховщиками осуществляется страховым омбудсманом безвозмездно.
Принципы работы страхового омбудсмана:
· Равноправие. Стороны пользуются равными правами и возможностями.
· Объективность и беспристрастность. Омбудсман не может выступать в роли представителя ни одной из сторон.
· Соблюдение тайны страхования и иной охраняемой законом тайны. Омбудсман обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе урегулирования взаимоотношений, и не разглашать её третьим лицам.
· Соблюдение прав и уважение охраняемых законом интересов сторон. Омбудсман обязан предоставить сторонам равные условия для выражения своих законных интересов.
· Прозрачность и обоснованность процедуры принятия решения.
Алгоритм урегулирования страховых случаев
После обращения и предоставления пакета документов страховой омбудсман организует подготовку дела к рассмотрению и в случае необходимости запрашивает у сторон письменные объяснения, доказательства и другие дополнительные документы.
Согласно законодательству, в случае обращения страхового омбудсмана представители органов внутренних дел, прокуратура, суды, организации здравоохранения, иные госорганы и организации обязаны предоставить необходимую информацию о происшествии и его последствиях.
После получения всех документов, достаточных для рассмотрения спора по существу, назначается слушание по делу, на которое приглашаются стороны спора.
По итогам слушания выносится решение. Решение страхового омбудсмана письменно доводится до сторон спора в течение пяти рабочих дней после устного оглашения резолютивной части решения.
По статистике, с момента создания института страхового омбудсмана рассмотрено и вынесено более 3 000 решений по спорам. Из них в суде было обжаловано 61 решения, 56 решений из них были оставлены без изменений, отменены, что составляет 0,17% от общего количества решений, вынесенных страховым омбудсманом.
Что по силам омбудсману?
· Он может оказать практическую помощь в преодолении разногласий и способствовать достижению взаимопонимания между участниками страхового рынка;
· Упрощает, ускоряет процедуры рассмотрения возникших вопросов по урегулированию взаимоотношений между сторонами.
Каков статус решения страхового омбудсмена?
· Решение страхового омбудсмана по разногласиям между страховыми организациями является обязательным для них.
· Решение страхового омбудсмана по разногласиям между страхователем и страховой организацией обязательно для страховой организации в случае принятия его страхователем. При этом исполнение решения страхового омбудсмана для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) не является обязательным.
· Решения страхового омбудсмана могут быть обжалованы в суде.
Как обратиться к страховому омбудсману?
Заявления могут быть поданы:
· Напрямую в офис страхового омбудсмана по адресу г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28/7 ЖК «Бай Тал», 2 этаж.
· По телефонам: +7(727) 382 41 74, +7 708 151 52 35.
· По электронному адресу: office@omb.kz.
· Посредством сайта: www.omb.kz.