USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.43$
+0.170
BTC
90526.90$
+1011.600

Как ОСМС изменит работу врачей и качество медуслуг

Об этом рассказал руководитель управления здравоохранения Западно-Казахстанской области Нурданат Беркингали

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как ОСМС изменит работу врачей и качество медуслуг- Kapital.kz

У врачей общей практики с внедрением обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) появится больше времени на лечение пациентов, считает руководитель управления здравоохранения Западно-Казахстанской области Нурданат Беркингали. Он поделился мнением о предстоящих изменениях в системе здравоохранения и рассказал о готовности региона к переходу на страховую медицину.

- Нурданат Беркингалиевич, вы считаете, что медстрахование сможет  повлиять на качество медицинской помощи? Каким образом?

- Начнем с того, что между медицинскими организациями уже сегодня проявляется конкуренция. А в конкурентной среде, как известно, преимущество сохраняется за тем поставщиком, который при равной стоимости предлагает лучшее качество. По нашим данным, из 59 медицинских организаций города Уральска 51 заключил договор с Фондом медстрахования на оказание гарантированного бесплатного объема медицинской помощи, с 2020 г. они же станут поставщиками медуслуг в страховом пакете. Половина из них – частные клиники, у которых и сервис выше, и кадровый потенциал более сильный. У госсектора просто не остается другого выхода, как бороться за пациента, улучшая и совершенствуя свои службы помощи. И мы им в этом, как можем, помогаем,  ежегодно направляем специалистов, в том числе врачей общей практики, на повышение квалификации. Только за последние два года по программе управления заболеваниями обучилось более тысячи медработников, что положительно сказалось на их ежедневной работе. Кроме того, одним из главных и, как я считаю, правильных требований страховой медицины стало снижение нагрузки на врачей общей практики. Если раньше на одного терапевта приходилось 2,5 тысячи населения, сегодня эта цифра снизилась до 1,7 тысячи человек, в 2020 году ожидаем снижение до  1,5 тысячи.

- Как эти цифры скажутся на качестве их работы?

- Сейчас терапевт в день обслуживает до 300 человек, из-за этого у него нет времени даже поговорить с пациентом. Со следующего года они будут немного разгружены за счет открытия новых участков и поликлиник, в том числе по проекту «шаговой доступности». С 2018 года мы открыли 56 участков ВОП и 3 центра первичной медико-санитарной помощи. До конца года планируем открыть еще один центр. Теперь врачи будут работать не на полторы или две ставки, как сегодня, а на одну. У них наконец-то появится время на пациентов, они будут знать каждого в лицо, кто и чем болеет, займутся профилактикой и оздоровлением населения, начнут объяснять, как нужно правильно питаться, чтобы сохранить здоровье, что нужно заниматься спортом, меньше потреблять соли. То есть заработает тот самый принцип семейной медицины, о котором мы так много говорим в последнее время.

Преимущества шаговой доступности амбулаторно-поликлинической помощи очевидны: не нужно тратить много времени, чтобы сходить на прием к врачу, он находится в «пяти минутах» от вас, не нужно сидеть в очереди, потому что там нет скученности, как в больших поликлиниках, отсутствие очередей снижает риски контакта с больными тем же гриппом, особенно это важно в осенне-зимний период, разгружаются поликлиники. Таким образом мы улучшаем жизнь пациента. Сейчас в Уральске после часа дня они уже более или менее пустые.

- Открытие новых участков и поликлиник – дело хорошее, но и трудозатратное. Как вы справляетесь с дефицитом кадров или в вашей области его нет?

- Нехватка специалистов есть всегда и везде. На начало августа потребность во врачебных кадрах составляла 389 человек, среди которых 156 позиций занято врачами пенсионного возраста. Из этой потребности мы 60 процентов уже закрыли за счет перераспределения выпускников. Честно говоря, мы впервые получили столько людей, обычно до нас молодые специалисты просто не доезжали.

Мы понимаем, что без квалифицированных медицинских кадров любая работа была бы пустой тратой денег, поэтому стараемся выстраивать собственную долгосрочную кадровую политику. К счастью, у нас есть возможность параллельно с материально-техническим оснащением решать и этот вопрос. Это и ежегодное выделение денег из местного бюджета на обучение 25 бакалавров, 20 магистрантов и 28 резидентов, которые после окончания учебу пополнят ряды наших высококвалифицированных врачей. Кроме того, мы подписали меморандум с медуниверситетом им. С. Асфендиярова на послевузовскую практику. Теперь их выпускники будут проходить резидентуру на базе наших клиник, увидят, как у нас ведется клиническая работа в стационарах и поликлиниках, как работают информационные системы. То есть они будут работать у нас больше года, и, возможно, кто-то захочет здесь остаться и строить свою карьеру.

- Что же может предложить ваша область тем, кто все же решит остаться, - стимулирующие выплаты или, может, жилье?

- Думаю, что про программу «С дипломом в село» даже говорить не стоит, так как все уже знают, что там есть и подъемные выплаты молодым специалистам, и возможность получить хорошие условия по жилищному кредиту. К тому же из местного бюджета им выплачивается дополнительно по одному миллиону тенге. Я считаю, это достаточно хороший старт для начинающего врача. Если выпускники правильно распорядятся своими деньгами, не купят на них последнюю модель айфона, а положат, например, на персональный накопительный счет, они смогут приобрести квартиру в кредит по тем госпрограммам, которые сегодня существуют. А жить можно и в арендном жилье, которое мы ему предоставим. То есть у него есть где жить, куплена квартира в городе, за которую он оплачивает взносы, есть стабильная работа и доход. Чем не стимул?

- Стимул. Но, видите ли, существует мнение, что не во всех селах есть необходимые условия для комфортной работы.

- Мы понимаем, что жизнь специалиста на селе не только работой ограничивается, ему нужны хорошие условия для жизни. Но могу заверить вас, что в Западно-Казахстанской области все необходимые условия созданы. Нашим врачам на селе не нужно колоть дрова, топить печку. Практически все регионы подключены к газовому отоплению. И это наше преимущество перед другими областями, которые отапливают жилье дорогим углем. Кроме того, они обеспечены водой, туалеты в большинстве сел уже не на улице, а в домах.

Местные исполнительные органы тоже всячески поддерживают нас, строят качественные дороги по всем направлениям. В рамках "Нурлы жол" сейчас, например, проводится дорожное полотно до самой западной отдаленной точки Казахстана - Бокейординского района. Это значит,  в течение 2-3 лет мы получим новую автодорогу протяженностью 300 километров и сможем приглашать туда на работу молодых специалистов. Но это не значит, что сельчане сейчас остаются без доступа к медицинской помощи – практически везде есть фельдшерско-акушерские пункты, медицинские пункты, где оказывается первичная медико-санитарная помощь. В отдаленные районы постоянно выезжают передвижные медкомплексы с узкими специалистами. В этом году мы закупили 32 машины, к концу года закупим еще 26. Мы стараемся обеспечить медработников транспортом.

- А компьютерами и доступом в интернет тоже все районы обеспечены?

- Медицинские учреждения области почти полностью оснащены компьютерной техникой. К сети интернет подключены 263 медицинских учреждения из 383. Открытым остается вопрос медпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов удаленных приграничных районов. Но мы решаем этот вопрос, сейчас ведется работа с оператором связи  по подключению этих объектов к широкополосному интернет-каналу. Информационная система обеспечения и ее интеграция с платежными системами уже произведена на сто процентов. Хочу напомнить, что наш регион одним из первых начал внедрять электронный формат информационных систем во всех медицинских организациях. На данный момент в области внедрены 3 информационные системы: KazMedgis, система управления электронной очередью, автоматизированная система управления скорой медицинской помощью «АДИС».

- И насколько они эффективны?

- К системе Kazmedgis подключены 35 государственных и 8 частных медорганизаций. Система управления электронной очередью уже работает в 6 городских поликлиниках. Конечно, не все проходило гладко, но, к счастью, сейчас работа всех систем налажена, и их эффективность отмечают не только медработники, но и пациенты. Ведь с введением электронного паспорта здоровья, в котором зарегистрировано 653,5 тысячи человек, то есть почти все население области, нет необходимости носить с собой амбулаторную карту или ждать, когда ее найдут в регистратуре, не нужно переживать, что потеряются результаты анализов или врач сделает запись, которую сможет прочитать только он сам. Также сократилось время ожидания в очередях, как в принципе и сами очереди. Запись к врачу можно произвести через мобильное приложение k-vrachu.kz, которым пользуется уже 33 тысячи человек. Действует Web портал k-vrachu.kz, где так же, как и в приложении, можно записаться на прием, вызвать врача на дом, посредством электронного цифрового ключа просмотреть историю болезни, результаты анализов и назначения врача.

Есть, правда, пока некоторые проблемы по пользователям мобильных приложений, мы хотим увеличить их количество. Потому что там пациенты могут видеть свою историю болезни. Как только человек пришел на консультацию, врач сразу должен заносить информацию в электронный паспорт здоровья. Анализы и результаты обследований сейчас попадают в систему автоматически, не нужно, как раньше, тратить время на их поиски по кабинетам. Врачу достаточно открыть информационную систему и получить полную информацию о пациенте. Он может видеть динамику заболевания.

У нас сейчас идет активное развитие высоких технологий, применяется нестандартные цифровые решения, и все это требует денег. Услуги становятся дороже и, соответственно, финансирования нужно больше, чтобы охватить большое количество население качественными и высокотехнологичными услугами. Желание помочь и возможности всегда взаимосвязаны. И вот мы наконец получим такую систему, которая сможет обеспечить достаточное финансирование здравоохранения и намного улучшить ситуацию в медицине. Конечно, будут какие-то проблемы выявляться в самом начале, но мы готовы их оперативно решать. Для пациентов всегда работает call-центр 9 7112 24 00 06.

- Тем не менее многие достаточно скептически относятся к переходу страны на страховую медицину…

- Мне, наверное, просто есть с чем сравнивать. Я учился более четырех лет за рубежом, докторскую защищал в Германии.  И я видел, как там функционирует система медицинского страхования, сам пользовался медицинскими услугами по страховке как иностранный гражданин, оплачивая при этом всего 60 евро в год. Не такие уж это и большие деньги за доступность медицинской помощи. Система работает, и достаточно эффективно. У Казахстана уникальный случай, потому что нам не нужно ничего изобретать, достаточно изучить опыт других успешных в этом вопросе стран и просто внедрить.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.