USD
524.58₸
+13.360
EUR
551.91₸
+11.860
RUB
4.93₸
+0.200
BRENT
73.78$
+0.120
BTC
95548.90$
+149.600

АО и ТОО: особенности деятельности и регулирования

По сравнению с АО рамки госрегулирования ТОО должны быть значительно шире, считает эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
АО и ТОО: особенности деятельности и регулирования- Kapital.kz

Двумя наиболее распространенными формами коммерческих юридических лиц в Казахстане являются товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерные общества (АО). При этом ТОО по численности значительно преобладают над АО.

Основными их отличиями должно являться то, что ТОО состоит из ограниченного количества участников (учредителей), тогда как АО – публичная компания с большим количеством акционеров (инвесторов). Так как фондовый рынок, который нацелен на привлечение компаниями множества индивидуальных инвесторов для финансирования коммерческих проектов компаний, в Казахстане не развит, то это объясняет нераспространенность АО в настоящее время. При этом даже среди существующих АО лишь их малая часть действительно имеет большое количество акционеров.

Такие особенности ТОО и АО предполагают особенности регулирования их деятельности, которые, к сожалению, в казахстанском законодательстве проявляются нечетко. Наличие в АО множества акционеров, которые могут и не быть профессиональными инвесторами, привлечение потенциальных акционеров, отделение функций владения (акционеры) и управления (менеджмент компании) делают необходимым создание различных механизмов защиты прав акционеров. Этим объясняется наличие в законе об АО многочисленных обязательных требований к процедуре создания АО, выпуску и обороту акций, компетенции и работе органов компании, раскрытию информации, внешнему аудиту, одобрению сделок компании, ответственности должностных лиц компании.

Учитывая детализированное регулирование деятельности АО, законодательными актами предусматривается обязательность организационно-правовой формы АО для компаний, осуществляющих отдельные, общественно важные виды деятельности. Так, например, законом об использовании воздушного пространства и деятельности авиации предусмотрено, что авиакомпании, выполняющие регулярные воздушные перевозки, создаются в форме АО. Или в соответствии с законом о банках и банковской деятельности банки должны быть созданы в форме АО.

Между тем полагаем, что при устанавливании обязательности формы АО для таких общественно важных организаций, смешиваются инструменты обеспечения интересов разных групп. Требования к АО, предусмотренные в законе об АО, направлены прежде всего на защиту акционеров и в определенной степени кредиторов. Тогда как требования к организациям, действующим в общественно важных отраслях экономики, направлены на защиту потребителей, населения, общества в целом. Следовательно, и инструменты защиты в последнем случае должны быть не через механизмы корпоративного управления, а через введение лицензирования деятельности, проверок, квалификационных требований, резервных фондов, отчетности, публичности деятельности, более строгой ответственности.

Например, в соответствии с законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации публичного интереса (финансовые организации, акционерные общества, организации-недропользователи, хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия) обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

В отличие от АО предполагается, что ТОО имеет ограниченный состав участников. Поэтому, для того чтобы сохранить эту особенность ТОО и не прикрывать под формой ТОО публичную компанию с большим количеством фактических акционеров, стоит все-таки законодательно установить максимальное количество участников ТОО. Малое количество участников в ТОО должно предопределять их большую свободу и гибкость по управлению компанией. По сравнению с АО рамки государственного регулирования ТОО (через закон о ТОО) должны быть значительно шире.

Необходимо сокращать количество обязательных (императивных) норм в законе о ТОО, которые предписывают определенное поведение участников и органов компании. В работе ТОО должен проявляться разрешительный (диспозитивный) подход, основанный на свободе договора и автономии воли участников коммерческих отношений. Это когда граждане и компании могут самостоятельно решить: заключать ли им договоры и определить содержание этих договоров. Государство должно иметь возможность ограничить свободу договора только в исключительных случаях, когда этого требуют наиболее важные интересы общества и менее защищенных групп населения.

Примером излишнего регулирования является то, что закон о ТОО содержит требования о наличии у ТОО уставного капитала с минимальным размером не менее 100 месячных расчетных показателей. Между тем такой размер уставного капитала не обеспечивает ни защиту интересов кредиторов, ни реальное финансирование начала деятельности компании. Создание уставного капитала должно зависеть от воли участников: если участники захотят образовать гарантированный фонд для обеспечения своих обязательств перед кредиторами, то его размер должен быть отдан на их усмотрение. Создание уставного капитала (гарантированного фонда) и его размер не должны предписываться законом.

Или другой пример: согласно закону о ТОО, общее собрание участников может принять решение о внесении участниками дополнительных взносов в имущество ТОО. Указано, что решение должно приниматься большинством в три четверти голосов всех участников ТОО. Полагаем, что такое императивное требование не соответствует духу регулирования отношений в ТОО. Так, участники в уставе или отдельном договоре между собой должны иметь право установить внесение дополнительных взносов через единогласное решение или решение простым большинство голосов.

Еще один пример. Закон о ТОО сейчас предусматривает возможность распределять чистый доход ТОО только по результатам квартала, полугодия и года. Ранее вообще была возможность распределения дохода только по итогам года. Вместе с тем не является ли это делом самих участников ТОО, по результатам какого периода распределять чистый доход? Не видим обоснованных причин устанавливать здесь какие-либо ограничения (если, конечно, нет признаков несостоятельности компании). Кроме того, закон о ТОО указывает, что выплата участникам их части чистого дохода должна быть произведена в денежной форме в течение месяца со дня принятия решения о распределении дохода. Снова обязательное требование. Здесь также участники должны иметь право самостоятельно определять срок выплаты дохода и его форму.

Таким образом, исходя из кардинальных различий между АО и ТОО, полагаем, что регулирование деятельности ТОО должно основываться на диспозитивном подходе, когда сами участники могут определить вопросы, каким образом деятельность ТОО должна регулироваться. В законе нужно установить, что участникам ТОО в регулировании деятельности ТОО по общему правилу все разрешено. Наличие обязательных требований в законе может быть оправдано только в случае необходимости защиты важных интересов кредиторов и общества.

Гибкость регулирования и возможность участников ТОО самостоятельно определять свою деятельность позволит реализовать предпринимательский потенциал и обеспечит защиту интересов компании и участников наиболее приемлемым для них образом. В ТОО должны быть минимальное применение патерналистских методов регулирования государством и максимальная гибкость для участников.

Аскар Калдыбаев, кандидат юридических наук, магистр немецкого права (LL.M.)

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.