USD
488.91₸
-0.450
EUR
532.62₸
-0.830
RUB
5.00₸
+0.010
BRENT
75.54$
+0.100
BTC
69472.90$

Кто может стать партнером проекта по строительству ЛРТ в Алматы?

Также Kapital.kz узнал, за счет чего частная компания может генерить доходы от проекта

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кто может стать партнером проекта по строительству ЛРТ в Алматы?- Kapital.kz

После серии аварий на улицах города Алматы, которые произошли в 2015 году, на дорогах не стало трамваев. После в социальных сетях стал активно обсуждаться вопрос: возродится ли экологичный транспорт? Впрочем, позже стало известно, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Строительство линии ЛРТ продлится два года, начнется оно в мае-сентябре 2019 года. Введение линии ЛРТ в эксплуатацию запланировано на 2022 год. Предполагаемая стоимость проекта оценивается в сумму около 94,2 млрд тенге.

Уточним, 50% проекта будет финансироваться со стороны частного партнера, 50% - государством. По условиям конкурса предполагается, что расходы на инфраструктуру по проекту ЛРТ составят 56,9 млрд тенге. Так, по оценкам, строительство трамвайного депо обойдется в 5,1 млрд тенге. Подчеркивается, что бюджет на 36 подвижных составов достигнет 36,5 млрд тенге.

По условиям конкурса компании, которые намерены принять участие в проекте по строительству линии ЛРТ в Алматы, должны будут иметь активы в объеме не менее 800 млрд тенге. Такой уровень активов компания должна поддерживать в течение трех лет.

По условиям конкурса, ежегодный доход частного партнера по ГЧП не должен быть менее 900 млрд тенге, капитал — не ниже 400 млрд тенге.

Подчеркивается, что компания должна быть прибыльной на протяжении трех лет. «Если заявка на участие в конкурсе поступает от консорциума, эти финпоказатели должны быть соблюдены в отношении каждого участника консорциума», — говорится в условиях конкурса на участие в проекте ЛРТ.

Подчеркивается, что частный партнер будет отвечать за детальное проектирование и строительство комплексной системы ЛРТ, включая депо. Доходы от перевозок будут собираться государственным партнером. Другие доходы, например от рекламы, розничной продажи, будут переданы частному партнеру. Платежи от государственного партнера частному партнеру будут состоять из трех основных частей. Так, будут компенсированы инвестиционные расходы, производиться оплата за управление, а также будут компенсированы эксплуатационные расходы и затраты за обеспечение параметров качества.

Кстати, после завершения строительно-монтажных работ в течение 23 лет будет производиться эксплуатация и обслуживание линии ЛРТ частным партнером. По истечении этого срока к 2042 году проект будет передан городу.

Отметим, заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 29 ноября 2018 года до 12:00 по времени Алматы.

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обратился к эксперту по ГЧП, который пояснил преимущества государственно-частного партнерства. «Один из главных плюсов механизма ГЧП для частного партнера — он получает долгосрочный контракт, срок которого обычно составляет 20−25 лет. То есть, по сути, частная компания может на долгий срок, на десятилетия обеспечивать сбыт своей продукции, услуг. Также немаловажно, что частный партнер в лице госструктуры приобретает партнера, которому можно доверять. Государство в этом случае выступает надежным партнером, его кредитоспособность априори на порядок выше какого-то ТОО или даже АО», — отмечает партнер, руководитель практики «Банки и финансы» GRATA International Шаймерден Чиканаев.

Также собеседник обратил внимание, в чем состоят явные отличия ГЧП от механизма госзакупок. «Если компания привлекается через тендер, то де-факто она гарантирует качество своих работ на 2−3 года. И получается, что в дальнейшем все риски лежат на государстве. А при государственно-частном партнерстве ответственность частного партнера за свою работу обычно растягивается на несколько десятилетий. Но и маржа у частного партнера при работе по ГЧП будет выше, правда, и больше рисков. Так, работая в формате ГЧП, государство должно постараться взвесить все риски, а частный предприниматель понимать, что в течение 20−30 лет после строительства объекта ему придется устранять все форс-мажорные ситуации. То есть если в процесс эксплуатации деформируются рельсы, то частная компания будет их ремонтировать за свой счет», — отмечает Шаймерден Чиканаев.

В беседе он подчеркивает, что при стандартной сделке, вне формата ГЧП, всегда существует риск, что подрядчик может полностью не ответить по своим обязательствам. «Частный партнер, который взаимодействует с частным партнером, может полностью не ответить по своим обязательствам. Между тем, если партнером выступает государство, то оно будет отвечать по своим обязательствам определенной частью местного бюджета. То есть при ГЧП, безусловно, безопаснее делать бизнес с государством, чем с частным партнером», — подчеркивает Шаймерден Чиканаев.

Напомним, ранее исполнительный директор управления по проекту ЛРТ ТОО «Алматыэлектротранс» Гани Тажиев сообщил, что международный открытый конкурс по строительству ЛРТ планируется провести в два этапа. На первом этапе конкурса будет производиться прием заявок консорциумов и прохождение предквалификационного отбора частного партнера на основе технических характеристик проекта. Ранее его предполагалось провести летом 2018 года. Второй этап конкурса планируется провести в декабре. На нем будет выбран частный партнер.

«В январе мы провели презентацию нашего проекта среди инвесторов в городе Брюсселе. На мероприятии присутствовало 25 международных компаний, которые изъявили желание участвовать в нашем проекте. В целом же мы проводим интерактивную работу с более 50 международными компаниями», — отметил Гани Тажиев.

Ранее он сообщал, что для частных инвесторов проект по строительству ЛРТ выгоден. «Проект по ЛРТ не имеет огромной рентабельности, его рентабельность находится в коридоре от 10−15% годовых для потенциального частного партнера. Между тем в договоре с частными инвесторами будут указаны фиксированные платежи, которые они смогут получать ежемесячно или ежеквартально со стороны государственного партнера. То есть, таким образом, партнеры по проекту смогут просчитать все свои риски», — заметил собеседник.

Также он уточнил, что планируется приобрести именно новые подвижные составы. Срок их службы должен составлять 30−40 лет. А средняя скорость передвижения ЛРТ составит 20 км/ч.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.