Научные исследования казахстанских вузов публикуются в так называемых «хищных журналах». Это фейковые издания, которые за деньги публикуют работы любого, даже самого низкого уровня, без рецензирования. Этот факт легко проверить с помощью базы данных научного цитирования Scopus. Профессор КазНУ им. аль-Фараби Булат Кенесов проанализировал данные по публикационной активности казахстанских вузов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus. В качестве объекта исследования ученый взял научные статьи и обзоры 44 казахстанских вузов, написанные с 2013 по 2017 год.
Результаты исследования показали, что «отдача от вложений в казахстанскую науку намного ниже, чем в среднем по миру. Часть средств тратится на ненаучные, околонаучные и псевдонаучные исследования, результаты которых невозможно опубликовать в престижных научных журналах, только в журналах с сомнительной репутацией».
«Более точные результаты выглядят так: доля публикаций казахстанских авторов в журналах, исключенных из базы Scopus за различные нарушения, составляет 32%, за период с 2013 по 2017 год. По данному показателю Казахстан находится на первом месте в мире», — прокомментировал итоги своего исследования «Капитал.kz» профессор Кенесов.
— Булат, в 2016 году в «хищных журналах», исключенных из базы Scopus, было опубликовано 748 исследований. А в 2017-м таких статей было всего 227.Это значит, что явление «хищных журналов», в последние годы ставшее популярным в Казахстане, пошло на спад? Как считаете, здесь заслуга профильного министерства? Или ситуация стала лучше благодаря отдельным вузам, руководство которых не сидит сложа руки?
— Цифры по 2017 году я бы пока не учитывал при оценке тенденций, так как они могут существенно вырасти — обычно требуется 2−3 года, чтобы выявить журналы, нарушающие принципы научной этики, и исключить их из базы. Судя по тому, что никакие изменения в законодательство, способные повлиять на публикационную активность в сомнительных журналах, в недавний период времени не вносились, несмотря на регулярно поднимаемые об этом вопросы, я бы не стал связывать наблюдаемые тенденции с деятельностью профильного министерства. Кроме того, резкое увеличение в этом году количества грантов на обучение в PhD-докторантуре без ужесточения требований к защите диссертаций может привести к росту числа и доли публикаций казахстанских ученых в журналах сомнительного качества в ближайшие 2−3 года.
— Можно ли доверять исследованию, если оно опубликовано в «хищном журнале»? Может быть так, что статья, способная произвести фурор в научном мире, будет опубликована в журнале с сомнительной репутацией?
— Статьям в «хищных» и других сомнительных журналах большинство специалистов не доверяют, так как это сопряжено с большими рисками. Вся система научных исследований держится на строгом независимом рецензировании, к которому «хищные издания» подходят весьма поверхностно.
— Ученый, проделавший серьезную работу, намеренно отдаст свою статью в малопрестижное издание?
— Подавляющее большинство ученых старается публиковать свои наиболее важные работы в самых лучших журналах, которые ведут отбор актуальных статей. Именно публикации в сильных журналах доказывают, что ученый вносит существенный и реальный вклад в науку. В «хищном журнале» при этом возможно опубликовать практически все, что угодно, включая результаты ненаучных и псевдонаучных исследований. Публикация в «хищном журнале» является обманом, но еще большим обманом является попытка получить степень или звание благодаря таким статьям. Большинство ученых никогда не опубликуют свои работы в сомнительных журналах, так как это может нанести непоправимый вред их репутации.
При этом, однако, бывают случаи, когда ученого включают в соавторы статьи без его разрешения. В случае обнаружения такого факта отозвать статью из «хищного журнала» практически невозможно, так как подобные журналы ставят своей целью зарабатывание денег, а не соблюдение этических норм. В таком случае честному ученому только останется не включать данную статью в свои отчеты и другие важные документы, а также обратиться в комитет по этике организации, где работает ее основной автор.
— Как насчет репутации страны? Публикации в фейковых изданиях могут нанести ощутимый вред казахстанской науке?
— Такие публикации, несомненно, наносят огромный вред казахстанской науке.
— В чем это выражается?
— Это очень сложно количественно оценить. По моим расчетам, в среднем на одну статью работающих в Казахстане ученых в первой четверти журналов из базы Journal Citation Reports компании Clarivate Analytics и цитирование всех опубликованных ими статей приходится в среднем в 5 раз больше финансовых средств, чем в средних университетах США. Это говорит о том, что отдача от вложений в казахстанскую науку намного ниже, чем в среднем по миру.
Публикация в журналах без рецензирования считается обманом и грубым нарушением научной этики. Многие не очень честные исследователи по таким статьям получают ученые степени и звания, после чего устраиваются на работу в ведущие университеты страны и претендуют на государственное финансирование собственных проектов. Можно ли рассчитывать на честность данных специалистов при проведении исследований в рамках выполняемых ими проектов и обучении студентов?
— Есть способ изменить ситуацию?
— Если бы публикации в «хищных журналах» не учитывались при оценке отчетов по проектам, то руководителям проектов пришлось бы более тщательно планировать и выполнять свои исследования, чтобы обеспечить их максимальную эффективность и опубликовать минимум две статьи в журналах с импакт-фактором, как это изначально требовалось.
В развитых странах отношения между учеными и обществом основаны на доверии. Если ученый потерял доверие общества и коллег из-за различных нарушений научной этики, его академическая карьера может быть окончена навсегда. Учитывая большой конкурс на академические позиции в сильных университетах, замену данному ученому найти весьма несложно. В Казахстане публикации в «хищных журналах» являются лишь одной из множества разновидностей нарушений научной этики, к которым большая часть научного сообщества относится снисходительно, ссылаясь на низкий объем финансирования казахстанской науки и завышенные требования к научным исследованиям. Несмотря на это, у нас в стране есть немало ученых, которые публикуют свои работы только в престижных журналах, причем их количество стабильно растет.
Хотел бы отметить, что проведенный анализ количества и доли статей в журналах, исключенных из базы Scopus, позволил оценить глубину проблем в нашей науке, а также выявить недостаточно честных и конкурентоспособных казахстанских ученых. Согласно собранной статистике, с 2013 по 2017 год как минимум 1930 казахстанских авторов опубликовали одну работу и более в журналах, исключенных из базы Scopus. Из них две и более такие публикации имеют 1004 автора, три и более — 439 авторов, пять и более — 96 авторов.
— Как считаете, какой инструмент сегодня является самым эффективным в борьбе с фейковыми журналами?
— Для начала необходимо законодательно закрепить более строгие правила присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, требования к публикациям в рамках финансируемых проектов, а также к самим руководителям таких проектов. Например, можно учитывать только публикации в журналах из Science Citation Index Expanded, Arts & Humanities Citation Index или Social Science Citation Index компании Clarivate Analytics, которая ведет намного более строгий отбор журналов в указанные индексы цитирования по сравнению с базой Scopus компании Elsevier. Не нужно бояться устанавливать более строгие требования — все-таки доверять проведение научных исследований, выполнение научных проектов и обучение студентов можно только ученым, доказавшим свой высокий уровень квалификации и конкурентоспособность на мировом уровне. Тем более в данных индексах цитирования есть журналы с невысокими импакт-факторами, в которых не так сложно опубликовать свои статьи — главное качественно выполнить исследование и описать его результаты. Даже весьма посредственные зарубежные научные группы ежегодно публикуют несколько статей в таких журналах. Ужесточение требований к диссертациям особо актуально после резкого увеличения количества грантов на обучение в PhD-докторантуре в этом году.
Можно даже поступить по примеру Китая, который в этом году запустил целую программу по борьбе с научным мошенничеством (подробнее см. здесь https://www.nature.com/articles/d41586−018−5 359−8). После первой публикации в подозрительных журналах автор получает предупреждение, а после второй — рискует потерять гранты и даже место работы. Организации, которые не будут следить за чистотой исследований, проводимых их сотрудниками, будут наказаны уменьшением финансирования.
— КазГЮУ высказался за создание лиги честных вузов, но сам вуз публикуется в нерепутационных журналах. А что вообще значит быть честным вузом в Казахстане? Какие вузы, по вашему мнению, достойны быть в лиге честных вузов?
— Если университет хочет быть честным, то это должно выражаться в неукоснительном соблюдении всех этических принципов, а также в немедленном реагировании на допущенные нарушения, несмотря ни на какие внешние факторы. К сожалению, в условиях недостатка финансирования и при постоянной гонке за ним, многие университеты нередко закрывают глаза на нарушения этических норм, что наносит огромный ущерб науке, образованию и всей стране в целом. Судя по результатам проведенного мной анализа, в настоящий момент только Назарбаев университет, имеющий стабильный и существенно более высокий уровень финансирования по сравнению с другими казахстанскими университетами, а также функционирующий по строгим и продуманным западным стандартам, способен обеспечить высокий уровень честности при проведении научных исследований.
Создание лиги честных казахстанских вузов должно способствовать повышению уровня честности в них. Однако для того, чтобы такая лига приносила реальную пользу, она должна иметь строгие механизмы по контролю за академической честностью на всех этапах среди входящих в нее университетов. Ее существование также должно сочетаться с проведением научных исследований в области академической честности, основанных на объективных и измеримых доказательствах. Такие исследования позволят оперативно обнаруживать нарушения, реагировать на них и разрабатывать новые стандарты академической честности.