USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

В Казахстане разработали «умную транспортировку» нефти

Программу SmartTran будет использовать «КазТрансОйл»

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане разработали «умную транспортировку» нефти- Kapital.kz

В Казахстане разработали уникальную цифровую технологию транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам. Программа SmartTran может в режиме реального времени обрабатывать данные, полученные от диспетчерского управления, и обеспечивать контроль, управление технологическим режимом транспортировки нефти в магистральных нефтепроводах. Система позволяет повысить надежность эксплуатации и эффективность работы магистрального нефтепровода.

К настоящему моменту программа SmartTran уже внедрена в систему управления нефтесмесей «КазТрансОйла». Отечественная инновационная разработка определяет энергосберегающие режимы перекачки и экономическую эффективность работы технологического оборудования при транспортировке нефтесмесей по нефтепроводным маршрутам национальной компании.

Об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказали разработчики — Берик Саяхов, директор департамента технической политики «КазТрансОйла», и Узак Жаппасбаев, руководитель научно-производственной лаборатории «Моделирование в энергетике» Satbayev University.

Почему возникла необходимость в разработке такой технологии?

Решение проблем энергоэффективности — одна из важнейших задач нефтегазового сектора в Казахстане, в частности трубопроводного транспорта. Энергосбережение трубопроводной транспортировки в основном связано с затратами энергии на транспорт и подогрев нефти. Почти 70% потребляемой электроэнергии затрачивается на работу насосных агрегатов, а в случае транспортировки нефти по «горячему» нефтепроводу затраты увеличиваются на 85% из-за работы печи подогрева нефти.

По законам гидравлики удельный расход электроэнергии, потребляемой на перекачку нефти, возрастает пропорционально увеличению грузооборота нефти в степени 1,75. Это говорит о необходимости снижения себестоимости транспортировки нефти путем определения энергосберегающих режимов работы технологического оборудования (насосных агрегатов, печи подогрева и т. д.).

Разработанная отечественная цифровая технология — программа SmartTran — позволяет моделировать, оптимизировать объем перекачки, работу технологического оборудования и обеспечение энергосберегающих режимов транспортировки нефти и нефтесмесей по нефтепроводным маршрутам «КазТрансОйла».

В чем уникальность технологии?

Программа SmartTran получает оперативные производственные данные в режиме реального времени (режимы работы технологического оборудования, объемы и параметры перекачки нефти и т. д.) от SCADA (система автоматического контроля и сбора информации), определяет оптимальные условия работы насосных агрегатов, печи подогрева для энергосберегающих режимов транспортировки нефти по нефтепроводным маршрутам КТО.

Цифровая технология (программа SmartTran и SCADA) позволяет автоматизировать системы планирования и управления энергосберегающими режимами транспортировки нефти, повышает производительность труда работников сферы и обеспечивает конкурентоспособность магистральных нефтепроводов.

Какова главная отличительная черта разработки?

Она может осуществлять моделирование и оптимизацию энергосбережения «горячей» перекачки нефтесмесей. Что это дает? «Горячая» перекачка считается одним из способов транспортировки высоковязких, высокозастывающих (парафинистых) нефтесмесей. В Казахстане более 15 млн тонн нефтесмесей транспортируется данным способом. Подогрев высокозастывающих нефтесмесей проводится в печах подогрева, и энергоэффективность «горячей» перекачки определяется оптимальным условием работы печи подогрева и насосных агрегатов с учетом безопасности теплового режима магистрального трубопровода.

Моделирование и оптимизация «горячей» перекачки на участках магистрального трубопровода «Узень — Атырау — Самара» приведет к существенной экономии затрат энергии насосных агрегатов и печи подогрева.

В отличие от систем управления, которые используются в России, США, Канаде и других странах, эта технология позволяет оптимизировать энергосберегающие режимы транспортировки высоковязких, высокозастывающих нефтесмесей на участках с несколькими нефтеперекачивающими станциями и пунктами подогрева при обеспечении безопасности эксплуатации магистрального трубопровода.

Кто в Казахстане может использовать такую технологию?

Помимо «КазТрансОйла», потребителями технологии могутт быть «Каспийский трубопроводный консорциум», «Казахстанско-Китайский нефтепровод», «Северо-Западная трубопроводная компания «Мунай Тас», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», «Тургай Петролеум». В принципе, эту технологию с некоторыми модификациями можно использовать для перекачки нефтесмесей во внутрипромысловых трубопроводах нефтедобывающих компаний.

Насколько внедрение технологии сложный процесс?

Научно-исследовательская работа по внедрению разработки проходила в несколько этапов — создавалась база данных, проводилось моделирование, оптимизация, интеграция программы SmartTran со SCADA и АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, — прим. авт.) компании «КазТрансОйл».

Разработка технологии включила цифровизацию всей системы производственных процессов трубопроводной транспортировки нефти. Работа над технологией велась с 2012 по 2017 год. В нее было инвестировано 128 млн тенге.

Каков экономический эффект внедрения технологии?

Как видно из информации, приведенной выше, внедрение инновационной программы SmartTran на объектах «КазТрансОйла» — очень сложный и длительный процесс, требующий оценки работы всей производственной системы компании.

Следует отметить, что внедрение этой разработки приведет к повышению производительности труда работников, повысит эффективность планирования и управления технологическими режимами транспортировки нефти и нефтесмесей в магистральных нефтепроводах КТО.

В 2018 году по всем нефтепроводным маршрутам магистральных трубопроводов «КазТрансОйла» будут проведены оптимизационные расчеты энергосберегающих режимов перекачки нефти и нефтесмесей. По их результатам можно будет говорить о конкретном экономическом эффекте от внедрения технологии на объектах компании.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.