Агентство «Медиа-Систем» проанализировало сообщения в СМИ и соцсетях, связанные с темой «умного города» (smart city). Период исследования — 8 января — 8 марта 2018 года. Как оказалось, самые подробные планы по цифровизации городской среды представлены в сообщениях о небольших городах, но количество их гораздо ниже, чем об Астане и Алматы.
Всего за два месяца исследования в соцсетях и СМИ было опубликовано 467 сообщений. Пик сообщений пришелся на 28 февраля 2018 года, когда было опубликовано 55 сообщений. Из них 13 — похвала акиму Астаны, который уделяет внимание «для строительства современного и прогрессивного мегаполиса» (грамматика оригинала сохранена — АМС).
Показательна высокая доля сообщений СМИ (43,7%), что может свидетельствовать либо о сравнительно незначительном интересе пользователей соцсетей к этой теме, либо к отсутствию кампаний в соцсетях по продвижению темы «умных городов». Второй вариант более вероятен, так как существующие публикации представляют собой или перепосты новостей, или же личный опыт и отношение пользователей к проектам smart city: «Пока мы тут, в Алма-Ате, говорим про смарт-сити, Павлодар запустил два приложения про доступную среду. Два, Карл…) И кто тут Смарт-город?».
Соревнование провинциальных городов со столицами неоднократно появляется в личных сообщениях: «Благодаря премии award.ticketon.kz и ее номинации „Самый инновационный город Казахстана“ можно очень объективно оценить, какой же наш город более прогрессивный по факту, а не на словах. Хотя бы в одном направлении — в обеспечении своих горожан зрелищами (спорт, театры и кинотеатры, музеи цирки и концерты), билеты на которые можно приобрести онлайн (через интернет или мобильное приложение). Теперь все четко: 1-е место: Караганда — 82% объектов культуры и спорта в онлайне. 2-е место: Алматы — 61%. 3-е место: Астана — 59%».
Всего в соцсетях было опубликовано 250 сообщений, большая часть из которых (почти 80%) — в Facebook.
Рейтинг городов РК
В рейтинге городов, который был составлен по количеству упоминаний «умного города» в связи с тем или иным городом РК (учитывались столицы регионов, города Алматы и Астана), обращает на себя внимание, что наибольшее количество сообщений об умном городе (за исключением столиц) было сделано в северных регионах (СКО, Костанайская и Акмолинская области). Караганда, которая имеет репутацию одного из самых развитых городов в сфере информационных технологий, оказалась в нижней части рейтинга по количеству упоминаний.
Из неказахстанских городов, упоминаемых казахстанскими СМИ или в контексте Казахстана, лидером стала Барселона, которая упоминалась в 36 публикациях. Пик упоминаний пришелся на 27 февраля, когда в Казнете распространились публикации о Казахтелекоме. Компания участвовала со своим стендом на выставке MWC 2018, которая как раз проходила в испанском городе. Помимо «барселонских» публикаций Казахтелеком упоминался в контексте «умного города» три раза.
Астана: столица Казахстана упоминалась в 204 сообщениях об «умном городе». Наибольшее внимание вызвали отчетная встреча акима города Асета Исекешева с горожанами (22 сообщения) и деятельность компании Astana Innovations (18 сообщений), из которых 12 — публикации о проходившем в столице РК Хакатоне. В десяти сообщениях говорилось об установленной в акимате системе распознавания лиц.
Приложение Smart Astana упоминается 15 раз. Речь идет как о возможностях приложения, так и о сбоях в его работе.
Глава Astana Innovations Олжас Сартаев написал пять сообщений и сам был упомянут в двух новостях. Именно он наиболее внятно рассказал о запланированных изменениях в цифровой оболочке столицы: будут внедряться фото- и видеозапись событий на дорогах, «умное» уличное освещение, которое должно сэкономить до 60% затрат на электроэнергию и на 30% - на обслуживание фонарей, и проект «e-КСК». Ее смысл — «повысить качество услуг КСК и наладить рейтинг служб в масштабах города».
Астана стала примером для проектов в Костанае (6 сообщений) и Уральске (3 сообщения).
Алматы упоминается в 115 сообщениях. Проект в рамках Smart City Almaty, представленный на выставке Integrated System Europe 2018 в Амстердаме, был упомянут в 20 публикациях. Тогда была представлена пешеходная система навигации, которая показывает расположение объектов, транслирует события в других городах, предоставляет Wi-Fi-точку для доступа в интернет и даже может запомнить пользователя в лицо.
Столько же сообщений (20) касается визита в Алматы мэра грузинской столицы Кахи Каладзе. Одна из возможностей взаимного сотрудничества — это именно smart city в сегментах транспорта и утилизации отходов.
Алматинская система оплаты «Онай» стала примером для Костаная в шести публикациях.
В четырех публикациях (три перепоста одной новости) пользователей заинтересовал вопрос, «Почему Алматы никак не станет «умным городом». Основная причина — экологические проблемы в городе.
Костанай в связи с «умными» городскими проектами упоминался 31 раз. Прежде всего речь шла о мобильном приложении «Умный транспорт». Кроме того, в городе будут устанавливаться автоматизированные системы управления наружным освещением и светофорами, системы мониторинга движения пассажирского транспорта, эффективной работы коммунальных и экстренных служб города. В рамках проекта цифровизации городской среды на высотных зданиях и социальных объектах власти города планируют установить QR-коды.
Петропавловск: о проектах для «умного города» в Петропавловске и СКО было опубликовано 27 проектов. Все они посвящены обсуждению Послания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в регионе. На встрече аким СКО Кумар Аксакалов рассказывал о работе по проектам «Smart школа», «Smart уличное освещение», «Smart поликлиника». Всего предполагается запустить больше 50 проектов по цифровизации городской среды.
Кокшетау: в 27 публикациях упоминался и «умный город» для Кокшетау. Большая часть (81%) была посвящена новой концепции застройки, которую представили акиму Акмолинской области Малику Мурзалину. Примечательно, что соответствие новых проектов по застройке принципам smart city — это именно поручение акима.
Павлодар: проекты «умного города» упоминались в 12 публикациях. Из них пять — про приложение с отмеченными на них бордюрами и пандусами: «Оказывается, в славном городе Павлодаре существуют приложения, позволяющие инвалидам определить наиболее удобный путь с указанием пандусов
Шымкент: город в контексте цифровизации городской среды упоминался также 12 раз. В большей части сообщений (8) речь шла о развертывании сетей LORA и LPWAN — проект, реализуемый Казахтелекомом.
Атырау упоминался десять раз. Из них семь — упоминания о Smart-Atyrau. Это название не городского мобильного приложения, а компании, предоставляющей услуги городского транспорта. Тем не менее, так как компания использовала актуальную семантику «умного города» в бренде, задействованном в городской среде, публикации были учтены в общем количестве. Отчетная встреча с акимом города Сериком Шапкеновым, где обсуждались проекты для «умного города», была упомянута только один раз.
Уральск упоминался восемь раз. Все публикации посвящены различным технологиям, которые авторы отнесли к умному городу. В частности, речь шла о 3D-моделировании в архитектуре, системе автоматического распределения детей в детсады через портал, смс-регистрации новорожденного ребенка, медицинской информационной системе с введенным в нее личным электронным паспортом пациента. Кроме того, предполагается запустить системы «Дежурный прокурор», «Народный контроль» и «Е-КСК». Были открыты центр Smart Uralsk и офис «Доступный акимат».
Актобе: в сообщениях об умном городе Актобе упоминается семь раз. Явного доминирования какой-либо тематики выявлено не было.
Усть-Каменогорск: упоминался в связи с «умным городом» шесть раз. Все шесть раз речь шла о мероприятиях в областном акимате. На отчетной встрече Даниал Ахметов заявил, что будет внедрено мобильное приложение Digital East, информационные системы в здравоохранении, образовании и коммунальной сфере. На профильном совещании глава региона отметил, что, если не наладить интернет во всех населенных пунктах, идея «умных городов» лопнет как мыльный пузырь.
Кызылорда: «умный город» упоминался в четырех публикациях. В каждой из них речь шла о договоре с компанией Huawei. Предполагается, что в рамках договора будут построены оптоволоконные линии, инфраструктура eLTE и IT-парк в центре обработки данных.
Караганда: «умный город» был связан в сообщениях с Карагандой четыре раза. В двух публикациях речь шла о рейтинге городов по электронных покупкам билетов, в одной — о прошедшем мейкатоне, еще в одной — об опыте Караганды по запуску транспортного мобильного приложения.
Города Талдыкорган и Жамбыл в связи с концепцией «умного города» за исследуемый период не упоминались.
Аудитория «умных городов»
В целом география публикаций соответствует рейтингу городов, за исключением Караганды, которая по количеству публикаций находится на шестом месте:
Об «умном городе» сообщения в соцсетях публиковали преимущественно мужчины (65,12%) в возрасте 35−44 года (50%).