О безотлагательном взятии под контроль гидротехнических сооружений страны и решении вопросов сейсмической безопасности заявил в ходе пленарного заседания cената Парламента секретарь Комитета палаты по международным отношениям, обороне и безопасности сенатор Дархан Калетаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В своем запросе на имя главы правительства Казахстана Дархан Калетаев сообщил, что подведомственный ему комитет в июне нынешнего года провел парламентские слушания по вопросам гражданской защиты, выработав свои рекомендации. А получив ответы от государственных органов, пришел к выводу, что некоторые вопросы требуют безотлагательного решения.
«Выяснилось, что на сегодня контроль за водными гидротехническими сооружениями никем не осуществляется. В Казахстане из имеющихся 1 тыс. 665 гидротехнических сооружений 392 нуждается в срочном ремонте. Большой проблемой являются малые ГТС, часть которых заброшена, не имеет владельцев или эксплуатационную службу. Техническое состояние их крайне неудовлетворительное. Ежегодный ущерб от такого состояния регулирующих и защитных сооружений, от вредного воздействия вод — от паводков, наводнений, подтоплений — оценивается в целом по стране в десятки миллионов долларов», — констатировал Дархан Калетаев.
Кроме того, по словам сенатора, примерно во столько же оценивается ущерб самим водным ресурсам. Произошедшие катастрофические наводнения в Восточно-Казахстанской области в 2010 году, в Западно-Казахстанской области на реке Урал, приведшие к затоплению территорий регионов, прорыв гидротехнического сооружения в селе Кызылагаш в марте 2010 года, а также прорыв дамбы водохранилища «Кокпекты» в марте 2015 года говорят о насущности принятия мер по обеспечению их безопасности.
Дархан Калетаев отметил, что ранее проверка и надзор за гидротехническими сооружениями входили в компетенцию Комитета промышленной безопасности министерства по чрезвычайным ситуациям. После реорганизации МЧС вопросы эксплуатации ГТС перешли в министерство сельского хозяйства, тогда как Комитет по промышленной безопасности перешел в ведение министерства по инвестициям и развитию. При этом в компетенцию Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК, как правоохранительного органа, не входит надзор за ГТС.
В связи с этим вопрос остается неурегулированным, так как не определен уполномоченный орган и не предусмотрены штатные единицы по надзору.
К тому же, по словам Калетаева, имеются пробелы и в обеспечении сейсмобезопасности. Так, в сфере сейсмостойкого строительства работают такие институты, как КазНИИСА и Институт сейсмологии. Эти институты осуществляют свою деятельность разрозненно и финансируются не в полном объеме, по остаточному принципу. В настоящее время из 12 станций инженерно-сейсмометрической службы АО «КазНИИСА» 8 оснащены устаревшими аналоговыми приборами. В сфере сейсмологических наблюдений из 63 имеющихся сейсмических станций работают 57. Оборудование, используемое в работе, эксплуатируется уже десятки лет, приборы выработали свои ресурсы.
«Это приводит к несвоевременной обработке данных о землетрясениях, запаздыванию передачи информации о них в государственные органы управления по чрезвычайным ситуациям. Например, при землетрясении органы ЧС используют данные иностранных источников, так как они выдают оперативную и более достоверную информацию за 7 минут, тогда как наши станции получают эту информацию через 15 минут», — зачитал Дархан Калетаев.
Он убежден, что следует принять решение по модернизации таких институтов и полному их переоснащению современной аппаратурой, программным обеспечением и средствами связи.
«Кроме того, в области сейсмической безопасности и геологической отрасли в целом нужны молодые квалифицированные кадры. В этой связи необходимо оказать содействие в открытии в КазНИТУ им. К.И. Сатпаева целевой магистратуры и докторантуры по специальности „Сейсмология“ и целевой докторантуры по специальности „Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых“ и других смежных дисциплин для подготовки высококвалифицированных кадров», — обратился Дархан Калетаев к Бакытжану Сагинтаеву.