Для развития обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) необходимо развить конкуренцию среди медицинских учреждений. А для этого государство еще в 2016 году начало работу по снижению административных барьеров для бизнеса в этом секторе, сокращению контрольно-надзорных функций, стимулированию ГЧП. Об этом в Алматы на совещании по вопросам внедрения ОСМС рассказал директор департамента управления проектами министерства финансов РК Тимур Султангазиев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Кроме того, в проекте нового Налогового кодекса для того, чтобы не выросла нагрузка на бизнес, предусмотрено снижение ставки социального налога на 1,5% до 2025 года. Начата работа по разработке единого плана развития инфраструктуры, в соответствии с которым однопрофильные организации будут интегрированы в многопрофильные, преобразованы в ТОО и АО и после этого будут переданы в доверительное управление или для приватизации», — рассказал Тимур Султангазиев.
Он еще раз подчеркнул необходимость введения сборов по ОСМС. Расходы на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) за прошедшие 10 лет выросли четырехкратно: с 200 млрд. тенге в 2006 году до 900 млрд. тенге в 2016 году. Дефицит финансирования ГОБМП на сегодняшний составляет около 540 млрд. тенге, рассказал представитель Минфина.
«Требуется 61 млрд тенге на стационарную медицинскую помощь. Дефицит на консультативно-диагностические услуги составляет более 50 млрд. тенге, на амбулаторно-лекарственное обеспечение — более 40 млрд. тенге и более 37 млрд. тенге на онкологическую службу. Для более качественных изменений (в системе здравоохранения — ред.) необходимо более 300 млрд. тенге на обновление основных средств и повышение социального уровня медицинских работников», — подсчитал он.
По итогам 2015 года расходы частных лиц на здравоохранение превысили 500 млрд. тенге. При этом оказалось, что 25% из них были гарантированы в рамках ГОБМП. Потребность населения в медицинской помощи будет постоянно расти в первую очередь за счет увеличения населения и людей старше 60 лет — наиболее активных потребителей медпомощи. Соответственно, с проблемой финансового обеспечения здравоохранения Казахстан и дальше будет сталкиваться, сказал Султангазиев.
«В этой ситуации внедрение социального медицинского страхования позволит не только привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, но и сдерживать рост бюджетных расходов, а так же снизить карманные расходы. Таким образом, внедрение медстрахования является жизненно важной и прогрессивной реформой», — добавил он.
Оно внедрено уже в 19 из 35 стран-членов ОЭСР. При этом сформировалась четкая тенденция создания единых страховых фондов, управление которыми находится под контролем государства. Всемирная организация здравоохранения в 2010 году признала создание таких фондов наиболее устойчивой и эффективной моделью сектора здравоохранения.
В Эстонии в 2001 году произошло слияние 17 фондов медицинского страхования в единый фонд. В Корее в 2000 году объединились 370 страховщиков в национальный единый фонд.
«Модель социального медстрахование в Казахстане является наиболее справедливой и основана на солидарной ответственности гражданина, работодателя и государства. Финансовые средства будут распределяться по принципу «менее нуждающиеся платят за более нуждающихся», — заключил Тимур Салтангазиев.