Новая концепция миграционной политики рассчитана на 2017−2021 годы. Документ подготовлен с учетом изменяющихся условий мировой экономики и возможных экономических вызовов, стоящих перед нашей страной, заявила во время заседания в правительстве министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В Казахстане существуют предпосылки, требующие расширения концептуальных основ миграционной политики. Во-первых, республика становится большим транзитно-миграционным узлом. Во-вторых, на фоне этого возникают внутренние вызовы. Только за последние пять лет из прибывших в страну иностранных граждан около 300 тыс. человек прибыло по службе, а 204 тыс. составляют вернувшиеся на родину оралманы. Повышаются темпы миграционной активности и внутри страны. За отчетный период она выросла в два раза, рассказала Дуйсенова.
Однако существуют демографические дисбалансы. В условиях сохранения текущих тенденций население южных регионов Казахстана к 2050 году увеличится на 5,2 млн человек, а плотность расселения в них в четыре раза превысит аналогичные показатели в северных областях. По данным главы Минтруда и соцзащиты, на сегодняшний день в южных регионах, без учета Алматы, проживают 38% населения, в то время как их доля в валовом региональном продукте составляет лишь 17%.
Для сравнения, в северных регионах на 29% населения приходится 25% валового регионального продукта. Имеются дисбалансы и в производительности труда. В южных регионах с наивысшей концентрацией населения зафиксирована самая низкая производительность, в северных областях с низкой плотностью уровень производительности выше. Тем не менее в ближайшие пять лет приток новых работников во все регионы Казахстана замедлится. Это последствия демографической ситуации начала 90-х годов и связанное с этим сокращение предложений на рынке труда.
«С учетом обозначенных проблем основными стратегическими целями концепции определены: улучшение демографической и экономической сбалансированности страны, формирование открытого рынка квалифицированных специалистов на основе использования временной и долгосрочной миграции. А также обеспечение национальной безопасности страны в контексте угроз, ассоциирующих с миграцией. Все эти стратегии являются взаимозависимыми и составляют содержательную основу регулирования внешней и внутренней этнической миграции, обеспечивая системность миграционной политики. При этом подходы по совершенствованию регулирования внешней миграции будут включать меры, принятые с начала 2017 года и направленные на улучшение инвестиционного климата страны», — пояснила Тамара Дуйсенова.
Говоря о рынке труда, министр напомнила, что с 1 января нынешнего года внедрен упрощенный режим получения разрешения на работу в Казахстане для высококвалифицированных иностранных работников. Введен принцип свободного перемещения для сотрудников транснациональных корпораций, система квотирования переведена на отраслевой формат, введены платные разрешения. В результате квоты стали использоваться эффективней. Уже в августе их наполняемость составила 47%. С начала года акиматы выдали более 19 тысяч платных разрешений на сумму 6,5 миллиарда тенге, которые можно использовать для обучения национальных кадров.
«В определении дальнейшего развития миграционной политики нами использован опыт стран ОЭСР, где преимущественно применяется долгосрочная миграция. Это позволяет привлекать квалифицированных специалистов в инновационные сектора экономики. Полагаем, что сочетание временной и долгосрочной миграции и в наших условиях будет результативным, для чего предлагается применять три вида разрешений на трудоустройство иностранных специалистов», — объявила Тамара Дуйсенова.
Министр перечислила эти виды разрешений. Первый — разрешение до одного года на временную работу для работников низкой квалификации для ограничения их притока. Оно распространяется на сезонных иностранных работников, трудовых иммигрантов, работающих у физических лиц с ограничением по возрасту, то есть не младше 18 лет, и с сохранением оплаты сбора.
Второй — разрешение до трех лет квалифицированным иностранным работникам на участие в реализации приоритетных для страны проектов. То есть разрешение может выдаваться сразу на три года в зависимости от характера проектов, а не на год, как сейчас.
Третий — разрешение квалифицированным иностранным рабочим на профессиональную деятельность для реализации долгосрочных проектов. В новой концепции предлагается расширить срок действия справок с трех месяцев до трех лет. Справка о соответствии квалификации навыков и умения работника будет иметь силу до трех лет и в течение трех лет он может трудоустроиться в Казахстане.
Как заверила министр, эти меры будут сопровождаться реализацией общенациональной программы повышения квалификации, для того чтобы в будущем иностранных специалистов можно было заменить отечественными кадрами.
«Ключевые тренды внутренней миграции в мире включают три вида: политическая миграция, вызванная политическими мотивами, экономическая — перемещение населения в центр экономического роста и индустриальная, или трудовая, миграция — перемещение населения для работы на крупных долгосрочных проектах. В Казахстане имеют место миграция из села в город, которая протекает в условиях урбанизации, и добровольное переселение с юга на север в соответствии с правительственной программой занятости», — констатировала Тамара Дуйсенова.
Она проинформировала, что для управления внутренней миграцией в проекте концепции предусматривается, во-первых, определение долгосрочных точек экономического роста и связанного с ними спроса на трудовые ресурсы. К ним следует отнести агломерации — это города Астана и Алматы, Шымкент и Актобе, а также крупные города, региональные центры экономического роста, где реализуются крупные проекты странового или регионального значения и приграничные территории, имеющие перспективы развития.
Во-вторых, концепция предполагает установление региональных квот в соответствии со складывающимся спросом на трудовые ресурсы в точках развития. В-третьих, потоки внутренних мигрантов будут дифференцированы на основе спроса работодателей с применением стимулирующих переселение квот. И, в-четвертых, предоставление господдержки гражданам из регионов с переизбытком трудовой силы, так называемых «подъемных», выплачиваемых на каждого члена семьи.
Кроме того, будут предоставляться субсидии семьям на аренду жилья в течение 12 месяцев. Если появляется возможность покупки жилья на вторичном рынке, то годовой объем этих субсидий можно получить единовременно. И, наконец, переселенцам будут предоставлять участки из земель сельхозназначения под огороды в коммерческих целях на условиях безвозмездного пользования.
«Реализация этих мер должна повысить территориальную мобильность трудовых ресурсов и рационального расселения граждан в связи с потребностями экономики», — заключила Тамара Дуйсенова.