Состоявшийся в Астане 14-й Евразийский медиафорум оставил после себя два главных впечатления. Во-первых, Казахстан и наша столица Астана все увереннее встраиваются в общемировой англоязычный дискурс. На медиафоруме было все по-английски: иностранные спикеры и модераторы с разных концов мира рассуждали исключительно на языке глобального общения на темы, технологически затрагивающие каждую страну земного шара. Во-вторых, он явственно носил футуристический характер, где гости пытались найти ответы не столько на политические или экономические вопросы, сколько понять социальный уклад жизни в новом времени, которое вот-вот наступит.
Нам неинтересна Сирия, нам интересны финансовые потоки МФЦА
Собственно, глобальной политики, как это часто бывало раньше на Евразийских медиафорумах, на сей раз было на порядок меньше. Министров и чиновников — бывших и действующих, в том числе от Казахстана, — тоже было гораздо меньше. Основными «звездами» стали эксперты-футурологи или те ораторы, у которых было что сказать на тему неизведанного технологического будущего.
Основным трендом, который стал еще более очевидным даже по сравнению с недавним Астанинским экономическим форумом (АЭФ-2017), стало повсеместное англоязычие — стирание невидимых границ до таких пределов, что невозможно было отличить наш медиафорум от экспертных площадок в Лондоне, Мумбаи или Гонконге. Новые книги таких приглашенных авторов, как Параг Ханна из Сингапура — старший научный сотрудник Школы им. Ли Куан Ю («Коннектография. Как мегагорода меняют карту мира») или Герд Леонард — футуролог из Швейцарии («Технологии и человечество»), были розданы гостям форума, что называется, в первоисточнике.
Из политических обсуждений на Евразийском медиафоруме одним из основных стал сирийский конфликт. В этот раз он коснулся и Казахстана. Напомним, что вначале официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил о совместной миротворческой миссии России и Турции в сирийской провинции Идлиб, а затем депутат Государственной Думы России Владимир Шаманов объявил, что РФ ведет переговоры с Казахстаном и Кыргызстаном об участии наших миротворцев в урегулировании ситуации на территории Сирии. Поэтому понятно, что один из немногих членов нашего правительства, присутствовавших на форуме, — министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов, вынужден был комментировать провокационные заявления.
«Официальных переговоров о направлении миротворцев в Сирию от Казахстана не ведется. Участие казахстанских военнослужащих в этом процессе может обсуждаться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН и соответствующего мандата организации. Опасения о том, что мы станем заложниками ситуации, беспочвенны», — прокомментировал глава внешнеполитического ведомства.
Что же касается экономики, то, пожалуй, самым интересным советом на медиафоруме стала рекомендация того самого автора ряда бестселлеров доктора Ханна, который предложил управляющему Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) Кайрату Келимбетову аккумулировать в столице львиную долю инвестиций в регион Центральной Азии.
«Например, у нас есть подрегион АСЕАН, в котором проживает почти 700 млн человек. Однако 75% инвестиций, которые идут в страны АСЕАН, проходят через Сингапур. Казахстан мог бы сделать то же самое. Через региональный или международный финансовый хаб вы могли бы замкнуть на себе все инвестиции в Центральную Азию. Для вас удачно сложилась и геостратегическая конъюнктура, ведь от Москвы до Дубая, от Европы до Китая сейчас нет ни одного регионального или международного финансового центра. То есть вы можете стать фильтром или каналом для регионального и глобального капитала», — обратился Параг Ханна к Кайрату Келимбетову.
Кстати, сам проект МФЦА, если он все же «выстрелит» в том виде, в котором его изначально задумывают, может стать главным элементом встройки Казахстана в мировую финансовую систему, а через него и включения нашей страны в глобальный политический дискурс. Сейчас же мы видим лишь первые шаги в этом направлении.
То ли новый интернет, то ли новый «Фейсбук»
Несмотря на то, что отдельная платформа медиафорума была выделена под дискуссию о «крепкой цепи блокчейна», которая позволит ввести новый алгоритм технологических возможностей и решений, стало очевидно, что пока даже международные эксперты не могут в двух словах объяснить, что такое блокчейн, сработает ли он и не представляет ли новая технология опасности для человечества. В основном блокчейн сравнивали по своим масштабам с «Фейсбуком», исходя из того, что в обоих проектах заложен свой уникальный алгоритм действий. Или куда масштабнее — с самим интернетом, руководствуясь тем, что блокчейн станет таким же всепроникающим явлением, без которого трудно будет представить повседневную жизнь. Так или иначе, но некоторые эксперты все же пролили свет на то, в чем конкретно может состоять подспорье блокчейна.
Например, предприниматель в сфере цифровых технологий из Великобритании, основатель агентства Nudge Digital Люк Айкман заметил, что блокчейн убирает посредников. Так, по словам Айкмана, если вы продвигаете свою книгу через Amazon, то эта торговая площадка постоянно забирает 50% стоимости одного экземпляра книги себе и лишь 50% поступает непосредственно автору. Так вот, блокчейн позволяет убрать этот барьер в виде Amazon и все 100% авторского гонорара направлять писателю.
Привел он и еще один пример, который может быть актуальным для Казахстана. Это неразбериха в оформлении земельных участков.
«В Великобритании, если вы покупаете земельный участок, вы можете быть уверенными, что вы его купили и владеете им. А в такой стране как Гана один земельный участок может продаваться по шесть раз. И вы не уверены: купили ли вы его, владеете ли вы им? Так вот, блокчейн позволяет решить этот вопрос в случае с Ганой. Все земельные участки идентифицированы и заложены в систему. Поэтому теоретически все люди в Гане благодаря блокчейну могут сказать, что они — идеальные владельцы земли и у них нет никаких сомнений в праве собственности. Однако нам потребуется доверенное лицо, чтобы запустить и привести в порядок платформу блокчейн, которая не требует доверенных лиц», — оговорился Люк Айкман.
Директор по энергетике американской компании ConsenSys Тайлер Смит рассказал, что сейчас в развитых странах в каждом крупном банке имеется исследовательская группа, которая рассматривает применение блокчейна. В каждой нефтегазовой компании уже задумываются над тем, как им увеличить эффективность бухгалтерского учета с помощью блокчейн-технологии.
«Публичные открытые системы блокчейна могут обеспечить более $100 млрд стоимости. Мы сможем проследить груз на морском корабле, или голос на выборах, или установить личность любого человека», — сказал Тайлер Смит.
Ученый, преподаватель Назарбаев Университета Артур Саудабаев дополнил своих иностранных коллег, пояснив, что крупнейший спрос на криптовалюту «Биткойн», системой транзакций которой и стал блокчейн, как ни странно приходится на такие страны как Венесуэла и Аргентина. Вопрос лишь в том, не говорим ли мы сейчас о всемирном пузыре, который надувают из блокчейна. И не получится ли так, что люди все время «перебегают» от одного пузыря к другому.
«Мне 28 лет, и я рос вместе с независимым Казахстаном и видел, как появились кредитные карточки, интернет, фейсбук
Поколение "Y+": асексуальное и мультирелигиозное
Пытались гости форума найти и рецепт счастья современного человека «во времена кризиса смыслов». Так, уже упоминавшийся нами футуролог и автор книги «Технологии и человечество» Герд Леонард объявил, что через 20 лет мир будет настолько другим, каким мы его не можем себе вообразить.
«Человек сольется с машиной. Не останется мест офлайн. Быть подключенным к интернету будет означать то же самое, что дышать воздухом. И в этот момент мы должны будем задать себе очень важный и простой вопрос — а как мы должны защитить то, что делает нас человеком? Ведь мы окажемся в точке, когда даже наши дети перестанут водить автомашины за ненадобностью, они забудут, что такое бумажная книга и многое другое», — оповестил Герд Леонард.
Бывший российский политик, а ныне известный бизнес-тренер Ирина Хакамада согласилась с футурологом, добавив от себя, что главный вызов современной технологической революции, которая уже произошла — это вызов индивидуализма по отношению к глобальному тренду. Потому что технологический прогресс станет все больше выталкивать из процесса самореализации людей разного возраста и компетенции, которые не успеют развить в себе абсолютно новые способности в конкуренции с искусственным интеллектом.
«Настанет очень серьезный и революционный процесс борьбы людей, которые остались без работы, но имеют возможность нормально жить против тех людей и тех машин, которые займут ведущие позиции. В ближайшие 10−20 лет будет высвобождено из процесса занятости слишком большое количество людей, привыкших работать и делать это очень квалифицированно», — спрогнозировала Ирина Хакамада.
Говоря о счастье для нового поколения «Y+», Ирина Муцуовна отметила, что те, кому сегодня менее 25 лет — это поколение, рожденное в условиях новых технологий и в атмосфере свободы воли в развитых странах. Эти дети, по ее убеждению, не разделяют понятия «карьеры», «успеха» и «счастья». Для них эти понятия совпадают. Социальный статус и деньги стоят у них на втором месте: без них, конечно, плохо, но они нужны только для того, чтобы обладать свободой воли — свободой воли жить так как хочется и чувствовать себя самореализованной творческой личностью.
«Они общаются в „живую“ и в отличие от нашего поколения и еще младше нас их не интересует статус человека, их не интересует его зарплата, возраст и даже не интересует пол и сексуальная ориентация, их вообще это не волнует, их волнует только одно — найти „своего“ человека на своей волне и получить удовольствие от того, что их объединяет. Поэтому так развиты сейчас различные группы, которые вместе катаются на велосипедах, вместе летают на концерты, осуществляют совместные проекты. Тот самый нетворкинг, который перешел в реальную жизнь. Да у них есть проблема: их сексуальность перестала быть любовью, любовь для них понятие „закрытое“, а секс стал вторичной обыденностью — раз в неделю в лучшем случае. Поэтому рушится традиционный институт семьи: люди стали поздно жениться, перестали рожать детей в большом количестве, потому что гоняются за качеством жизни и впечатлениями», — рассказала Ирина Хакамада.
Она обратила внимание и на то, что новое поколение ищет нового бога. В развитых странах новое поколение не так привязано к официальным конфессиям. Оно ищет бога в себе, объединяющую идею берут отовсюду: из ислама, из христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.
«Мы не должны говорить им слово „должен“, „выучи ценности другого поколения“, „читай бумажные книги“, „смотри классическое кино“ — все равно ничего не выйдет. Но с помощью частного капитала мы можем создать счастье для индивидуума, чтобы каждый смог творчески себя реализовать. Такая архитектура позволит возглавить процесс, опираясь на новое поколение», — посоветовала Ирина Хакамада.
Как удержать равновесие
Кстати, следующий юбилейный 15-й Евразийский медиафорум пройдет на своей малой родине — в Алматы. Об этом в своей заключительной речи объявила создатель и вдохновитель этой международной экспертной площадки Дарига Назарбаева.
«А в этом году для участия в форуме зарегистрировалось 920 человек, 320 делегатов приехали к нам из-за рубежа, 90 иностранных СМИ присутствовали здесь в эти дни на медиафоруме. Здесь не было популистов, а собрались граждане Земли, переживающие за человечество», — заверила Дарига Нурсултановна.
Как она образно заметила, все мы — канатоходцы, и для того, чтобы выжить и удержаться, всем нам нужно научиться держать равновесие.
«В наш волатильный век, в нашу очень неустойчивую эпоху, удерживать равновесие становится все сложнее и сложнее, и нам необходимо особое мастерство — позитивное мышление и оптимизм», — передала главный месседж форума Дарига Назарбаева.