USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.24$
+0.350
BTC
97180.30$
+2931.600

«Золотой телец» производительности

За каждым роботом есть человек с джойстиком

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Золотой телец» производительности- Kapital.kz

«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор», — сказал как-то Генри Форд, фактически предугадав гонку за «синей птицей» — производительностью — «золотым тельцом» современной промышленности.

Впрочем, сегодня производительность труда — это не просто некий мифический показатель, это вполне даже работоспособный индикатор, который хотя напрямую и не влияет на биржевые котировки, но является опосредованной метрикой того, насколько активно компании инвестируют в инновации. И информационные технологии нашли важнейшее, ключевое место во всей цепочке решений в целях повышения производительности труда на предприятии. Каков он — «черный» ящик автоматизации в Казахстане? Об этом, в частности, говорили на конференции Profit Industry Day, которая состоялась 28 апреля в Павлодаре.

Куда девать людей?

Компиляцией конференции можно назвать панельную дискуссию, которая модерировалась Павлом Потеевым, руководителем Центра экспертизы по управлению изменениями Корпоративного университета «Самрук-Казына». И начал он не с нарядного аверса, а с вопроса о том, какие риски несет автоматизация и роботизация обществу. И что делать людям, когда она наступит. Владимир Туреханов, президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники, считает, что «это произойдет не сиюминутно, а займет 10−15 лет». «Есть время подготовиться, не думаю, что ситуации будет развиваться драматично. И нужно уже начинать думать о безусловном доходе», — сказал он.

И коль скоро дискуссия обрела очертания в виде часто критикуемого безусловного дохода, Максим Чуклинов, руководитель проектов ЗАО «Технолинк», включаясь в нее, оппонирует Владимиру Туреханову: «Нужно платить за то, чтобы люди делали свое рабочее место, свой технологический процесс лучше. Безусловный доход — это путь в никуда».

Не нужно драматизировать

Илья Головацкий, инженер по информационной безопасности MUK, отмечает, что роботы — это хорошо, но весь мир невозможно роботизировать. К счастью. Дмитрий Шустер, директор офиса Cisco в Казахстане, дополняет: «Не нужно драматизировать ситуацию: за каждым роботом стоит человек с джойстиком». Максим Чуклинов подтвердил в дискуссии приверженность к рациональному подходу и балансу между автоматизацией и человеком.

Марат Ешмаганбетов, руководитель проектной команды АО «Самрук-Казына», тоже призывает не драматизировать ситуацию: «Автоматизируются и роботизируются только те процессы, которые являются повторяемыми. У Казахстана есть шанс запрыгнуть в последний вагон». По мнению Павла Потеева, у Казахстана, более того, есть возможность перепрыгнуть несколько вагонов. «Хвост не такой длинный. Это не недостаток, это возможность выйти на новый уровень», — говорит он, подразумевая хороший потенциал автоматизации в Казахстане.

Солидарное мнение участников дискуссии звучит так: «Надо понять, что ИТ может предложить конкретному производству, нужны хорошая экспертиза, специалисты, которые обладают лучшими практиками, они должны знать, какую пользу ИТ может принести предприятию, компании, производству».

Как «поженить» айтишника и производственника

По мнению участников конференции, эти две категории живут в непересекающихся мирах. Руководство считает, что ИТ — это игрушки, а айтишники не обладают достаточной мотивацией, для того чтобы разрушить эти иллюзии. «Сегодня ИТ на предприятиях — это локальные сети, заправка картриджей, какой-то прикладной софт, например, бухгалтерия. А где настоящие ИТ, те, которые поможет нам поднять производительность?» — спрашивает одна из участниц конференции. Марат Ешмаганбетов считает, что ответить на этот вопрос может полная смена парадигмы: «ИТ должны быть в топ-менеджменте, чтобы разорвать порочный круг. С другой стороны, топ-менеджмент должен знать, какие преимущества предоставляют ИТ, ведь пока они не увидят деньги, ждать ИТ-революции в промышленности не стоит».

Шляпа с двойным дном

Сегодня вопрос автоматизации и уж тем более роботизации в Казахстане напоминает шляпу фокусника с двойным дном. С одной стороны, искушенный зритель как бы надеется, что там должно что-то быть, но, с другой стороны, фокусник знает, что всех кроликов он из нее уже достал. И больше удивить зрителя нечем. Казахстанские производственники, по аналогии с фокусником, мучительно переосмысливают роль ИТ в компаниях, понимая, что «кроликов экстенсивности» ждать уже не стоит и следует взглянуть на предмет с другого ракурса. Вот только тут возникает лаг — ракурс этот в виде экспертизы и интересных кейсов еще только предстоит найти.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.