«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор», — сказал как-то Генри Форд, фактически предугадав гонку за «синей птицей» — производительностью — «золотым тельцом» современной промышленности.
Впрочем, сегодня производительность труда — это не просто некий мифический показатель, это вполне даже работоспособный индикатор, который хотя напрямую и не влияет на биржевые котировки, но является опосредованной метрикой того, насколько активно компании инвестируют в инновации. И информационные технологии нашли важнейшее, ключевое место во всей цепочке решений в целях повышения производительности труда на предприятии. Каков он — «черный» ящик автоматизации в Казахстане? Об этом, в частности, говорили на конференции Profit Industry Day, которая состоялась 28 апреля в Павлодаре.
Куда девать людей?
Компиляцией конференции можно назвать панельную дискуссию, которая модерировалась Павлом Потеевым, руководителем Центра экспертизы по управлению изменениями Корпоративного университета «Самрук-Казына». И начал он не с нарядного аверса, а с вопроса о том, какие риски несет автоматизация и роботизация обществу. И что делать людям, когда она наступит. Владимир Туреханов, президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники, считает, что «это произойдет не сиюминутно, а займет 10−15 лет». «Есть время подготовиться, не думаю, что ситуации будет развиваться драматично. И нужно уже начинать думать о безусловном доходе», — сказал он.
И коль скоро дискуссия обрела очертания в виде часто критикуемого безусловного дохода, Максим Чуклинов, руководитель проектов ЗАО «Технолинк», включаясь в нее, оппонирует Владимиру Туреханову: «Нужно платить за то, чтобы люди делали свое рабочее место, свой технологический процесс лучше. Безусловный доход — это путь в никуда».
Не нужно драматизировать
Илья Головацкий, инженер по информационной безопасности MUK, отмечает, что роботы — это хорошо, но весь мир невозможно роботизировать. К счастью. Дмитрий Шустер, директор офиса Cisco в Казахстане, дополняет: «Не нужно драматизировать ситуацию: за каждым роботом стоит человек с джойстиком». Максим Чуклинов подтвердил в дискуссии приверженность к рациональному подходу и балансу между автоматизацией и человеком.
Марат Ешмаганбетов, руководитель проектной команды АО «Самрук-Казына», тоже призывает не драматизировать ситуацию: «Автоматизируются и роботизируются только те процессы, которые являются повторяемыми. У Казахстана есть шанс запрыгнуть в последний вагон». По мнению Павла Потеева, у Казахстана, более того, есть возможность перепрыгнуть несколько вагонов. «Хвост не такой длинный. Это не недостаток, это возможность выйти на новый уровень», — говорит он, подразумевая хороший потенциал автоматизации в Казахстане.
Солидарное мнение участников дискуссии звучит так: «Надо понять, что ИТ может предложить конкретному производству, нужны хорошая экспертиза, специалисты, которые обладают лучшими практиками, они должны знать, какую пользу ИТ может принести предприятию, компании, производству».
Как «поженить» айтишника и производственника
По мнению участников конференции, эти две категории живут в непересекающихся мирах. Руководство считает, что ИТ — это игрушки, а айтишники не обладают достаточной мотивацией, для того чтобы разрушить эти иллюзии. «Сегодня ИТ на предприятиях — это локальные сети, заправка картриджей, какой-то прикладной софт, например, бухгалтерия. А где настоящие ИТ, те, которые поможет нам поднять производительность?» — спрашивает одна из участниц конференции. Марат Ешмаганбетов считает, что ответить на этот вопрос может полная смена парадигмы: «ИТ должны быть в топ-менеджменте, чтобы разорвать порочный круг. С другой стороны, топ-менеджмент должен знать, какие преимущества предоставляют ИТ, ведь пока они не увидят деньги, ждать ИТ-революции в промышленности не стоит».
Шляпа с двойным дном
Сегодня вопрос автоматизации и уж тем более роботизации в Казахстане напоминает шляпу фокусника с двойным дном. С одной стороны, искушенный зритель как бы надеется, что там должно что-то быть, но, с другой стороны, фокусник знает, что всех кроликов он из нее уже достал. И больше удивить зрителя нечем. Казахстанские производственники, по аналогии с фокусником, мучительно переосмысливают роль ИТ в компаниях, понимая, что «кроликов экстенсивности» ждать уже не стоит и следует взглянуть на предмет с другого ракурса. Вот только тут возникает лаг — ракурс этот в виде экспертизы и интересных кейсов еще только предстоит найти.