Внедрение легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы сдвинулось на неопределенный срок. Возникшие сложности связаны с финансированием проекта. Из-за девальвации в акимате готовы отказаться от кредита Европейского банка реконструкции и развития. Ведется поиск альтернативного инвестора, с которым город мог бы постепенно рассчитываться не в американской валюте. Также рассматривается вопрос реализации проекта ЛРТ за бюджетные средства без привлечения стороннего донора. Об этом сегодня в ходе брифинга в алматинской СЦК сообщил глава управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы Максут Исахов, передает корреспондент центра деловой информации Kapial.kz.
«Почему этот проект немного затянулся? Он разрабатывался как заем Европейского банка, а этот заем, естественно, в долларах. В связи с девальвацией проект становится очень дорогим для города. Если даже по текущему курсу в 330−340 тенге, скажем, мы берем его на 19 лет, и в течение этого срока курс доллара не поменяется, мы возвращаем в два раза больше. То есть берем 500 млн, возвращаем миллиард. А представьте, за 19 лет если курс подскачет в разы, то тогда мы будем вечно им (ЕБРР. — Ред.) платить и никогда не рассчитаемся. Поэтому кредит ЕБРР мы считаем неэффективным, но еще окончательно не отказались», — сказал Максут Исахов.
Он также сообщил, что по поручению акима управление сейчас ведет поиск инвесторов.
«Аким поставил нам задачу, чтобы мы проработали с другими инвесторами. Чтобы, во-первых, это были дешевые деньги, желательно тенге, а не в привязке к валюте, и, во-вторых, чтобы процент был низкий. (…) Мы с этим делом торопиться не будем. Тем более у нас выходят разные инвесторы, в том числе китайцы и россияне даже, которые готовы сделать этот проект за свой счет, но в рублях, юанях, без привязки к доллару. А в идеале — чтобы это был тенговый кредит. Либо вообще мы сейчас рассматриваем вариант, чтобы сделать его за бюджетные деньги и никому ничем должными не быть. (…) Уже есть ТЭО по проекту ЛРТ, вы знаете, что методом конкурса определяется концессионер — кто будет строить, и для конкурса у нас все практически готово, но нас смущает то, что это будет долларовый заем, поэтому мы немножко приостановились», — прокомментировал руководитель управления.
Помимо ЛРТ, мегаполис, напомним, готовится к внедрению еще одного нового вида общественного транспорта — BRT. Финансировать этот большой проект пока планируется за бюджетные деньги, на развитие городской системы скоростных автобусов предусмотрено по ТЭО 33 млрд тенге. Речь идет о создании обособленной полосы, отделенной от остальной проезжей части металлической конструкцией, по которой будет курсировать большой сочлененный автобус и для которого по этой полосе всегда будет «зеленый» свет. ПСД на начальный этап уже разработано. С 2017 года, как отметил Максут Исахов, начнется строительство первых 8 километров линии BRT на сумму 6 млрд тенге.
Первый участок будет проложен от мкр-на Орбита — от улиц Аль-Фараби — Мустафина, далее по Мустафина, затем на Сулейменова, на Тимирязева, затем на Жандосова и следует до улицы Желтоксан. Второй участок протянется на 14 км, проектно-сметная документация по нему еще будет разрабатываться.