Пересмотреть механизм контроля за строительством дорог, систему планирования и освоения бюджетных средств и нормы и правила строительства дорог. Такие предложения внесли специалисты Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В Антикоррупционной службе провели анализ нарушений, допущенных при строительстве автомобильных дорог. В основном они связаны с хищением средств, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом.
К примеру, в Южно-Казахстанской области завершено расследование уголовного дела в отношении заместителя директора департамента автомобильных дорог области Сейдувалиева. Он в сговоре с руководителем компании Strike and Co Садырбаевым завышал фактическую стоимость земельных участков и таким образом похитил бюджетные средства в размере 68 млн тенге. Средства были выделены на закуп участков для строительства автомагистрали Западная Европа — Западный Китай.
Такие же преступления пресечены в Акмолинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях.
Анализ выявил ряд причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений:
— нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг;
— завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации;
— наличие «откатов» должностным лицам;
— экономия средств на строительные материалы.
Наряду с этим установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения.
При строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски для коррупции.
Технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере. Проведение экспертизы некомпетентными специалистами, безусловно, влияет на качество строительства дорог.
Еще одним условием для коррупции при строительстве дорог является отсутствие контроля со стороны общественности при принятии решений.
Так, при приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов. Отсутствие институтов гражданского общества в приемочных комиссиях является одним из условий для коррупции.
Для исключения коррупционных рисков и повышения качества строительства автомобильных дорог предлагается:
— кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительством автомобильных дорог с широким привлечением общественных институтов;
— обеспечить исполнение законодательства «О доступе к информации» национальным оператором АО «КазАвтоЖол» и местными исполнительными органами в части публикации на собственных сайтах полной информации о строительстве дорог;
— установить в качестве необходимого требования для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору, обязательное наличие в штате аттестованных экспертов, имеющих специализацию в области строительства автомобильных дорог;
— пересмотреть систему планирования и освоения бюджетных средств местными исполнительными органами, так как при существующих подходах к проведению госзакупок, финансированию и принятию объектов в эксплуатацию есть риски фиктивного подписания актов выполненных работ с целью своевременного освоения бюджетных средств;
— пересмотреть существующие стандарты, нормы и правила (СНиП) строительства автомобильных дорог с внедрением новых передовых технологий;
— министерству по инвестициям и развитию, местным исполнительным органам провести глубокий внутренний анализ коррупционных рисков с последующим их устранением, а также усилить контроль при строительстве автомобильных дорог.