USD
524.58₸
+13.360
EUR
551.91₸
+11.860
RUB
4.93₸
+0.200
BRENT
73.78$
+0.120
BTC
95548.90$
+149.600

Когда политика важнее выгоды

Иран может принять участие в строительстве в Казахстане трех электростанций

Share
Share
Share
Tweet
Share
Когда политика важнее выгоды- Kapital.kz

Иран может принять участие в строительстве в Казахстане трех электростанций – одной ветровой (мощностью 50 МВт) и двух тепловых (мощностью по 250 МВт), предполагается, что проекты будут завершены за 18 месяцев.

Контракт на строительство был подписан в преддверии визита президента РК Нурсултана Назарбаева в Тегеран на этой неделе. С иранской стороны документ подписала SUNIR – компания по экспорту гидроэнергетического оборудования и услуг, с казахстанской стороны – компания «Евразия Инвест Групп», сообщили информагентства со ссылкой на генерального директора SUNIR Бахмана Салехи.

Не так давно с Исламской Республики были сняты санкции, и она в настоящее время сама активно пытается привлечь инвестиции (нефтегазовая отрасль – яркий пример этому). «Противоречий между привлечением инвестиций и выходом на новые экспортные рынки я не вижу. Каждая страна заинтересована в привлечении инвесторов в свою экономику и одновременно заинтересована экспортировать те товары и услуги (в случае Казахстана – инжиниринговые услуги и технологии), которые могут быть востребованы на международных рынках», – комментирует «инвестиционную мощность» ИРИ Андрей Листовский, генеральный директор Фонда энергетического развития.

Казахстан, по его словам, интересен Ирану тем, что «это страна с хорошим потенциалом роста экономики, к тому же весьма платежеспособная». В то же время и энергетической отрасли Казахстана интересны инвестиции из Исламской Республики: несмотря на санкции, Иран – это большая страна с большим экономическим потенциалом.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ», предполагает, что, скорее всего, речь идет не об инвестициях Ирана в энергетику Казахстана, а о подряде на строительство электростанций и поставку оборудования. «В данном случае иранская сторона как заинтересованная в инвестициях в свою промышленность зарабатывает на этих проектах», – говорит эксперт.

Ветровая электростанция мощностью 50 МВт и две тепловых электростанций мощностью по 250 МВт – не самые крупные энергетические объекты, такие могли бы построить компании из любой страны, в том числе и из России, оценивает собеседник. «Но в данном конкретном случае договор – один из множества контрактов, заключенных в Тегеране (в рамках визита главы РК в Тегеран, – ред.) и служащих цели налаживания политического взаимодействия и экономического сотрудничества между Казахстаном и Ираном. Здесь тот случай, когда политика важнее выгоды, но и экономика тоже потенциально в плюсе», – говорит Алексей Калачев.

Иран, по его словам, «не является лидером в производстве энергетического оборудования, но компания «САНИР», судя по всему, не производитель, а экспортер – найдет, что нужно, и поставит». И подрядчики в наше время тоже редко выполняют все виды строительных и пусконаладочных работ самостоятельно, обычно для этого привлекаются специализированные компании на субподряд, поясняет эксперт.

Говоря о том, насколько Иран силен в энергетической отрасли, Геннадий Дорошин, эксперт в области энергетики, указывает на то, что страна развивает атомную промышленность, а для этого необходимо иметь соответствующий уровень и качество промышленности, кадры и пр. Поэтому со строительством электростанций в Казахстане «вероятно, все будет нормально».

К тому же, по его словам, если речь идет об инвестициях, это не означает, что будет задействовано иранское оборудование. «Инвесторы всегда ищут наиболее приемлемое по цене и качеству оборудование. Значит, вероятно, есть какие-то договоренности на эту тему (между иранской и казахстанской сторонами, – ред.)», – комментирует эксперт вопрос потенциальных рисков партнерства Казахстана и Ирана.

Казахстан, напоминает он, уже имеет опыт строительства энергетических объектов с использованием иностранного оборудования – китайского (гидроэлектростанция на Чарыне, Балхашская ТЭС).

Говоря о том, где могут быть построены объекты, указанные в сообщении об иранско-казахстанской сделке, а там указывалось, что один будет построен на побережье Каспийского моря, два – на маршруте «Шелкового пути» в Алматы, Геннадий Дорошин отмечает: ветровую станцию, вполне возможно, разместят на побережье Каспийского моря. «Там хорошие ветровые ресурсы, и их будет очень выгодно использовать для производства электроэнергии в том районе», – обосновывает он. Акимат Алматы, отмечает собеседник, уже имеет планы по строительству двух тепловых электростанций для города, которые будут вырабатывать энергию и тепло. В целом, отмечает спикер, Казахстан нуждается в обновлении оборудования в энергетическом секторе.

Подход осторожный, но деньги нужны

Привлечение Казахстаном инвестиций из Ирана «укладывается» в мировую тенденцию. «Есть страны, которые сильно нуждаются в инвестициях в сферу энергетики, особенно это развивающиеся государства: экономика не может расти без энергетики. Значит, ряд государств, очевидно, ищет инвестиции для того, чтобы развивать энергетическую отрасль. Причем с каждым годом инвестиции в энергетическую отрасль возрастают, причем наиболее быстрыми темпами – в возобновляемые источники, в том числе в ветроэнергетику», – говорит Геннадий Дорошин.

Андрей Листовский отмечает, что возобновляемые источники энергии несколько дороже традиционных и требуют дополнительных мероприятий по резервированию их работы традиционными энергоисточниками. «Не везде их строительство окупается. Требуется тщательная проработка и обоснование по каждому такому объекту», – комментирует. В мире, по его словам, более осторожно стали подходить к вопросу строительства нетрадиционных источников энергии. «Комплекс ветряных электростанций мощностью 50 МВт – это очень крупный объект. Потребуется резервирование этой мощности и выявление экономической эффективности всего комплекса «ветер плюс резервная мощность», – отмечает аналитик.

По данным Андрея Листовского, стоимость строительства 1 кВт тепловой мощности составляет примерно $1300-1600, соответственно, 250 МВт будут стоить $325-400 млн. В случае ветровой электростанции расклад такой: 1 кВт стоит примерно $1000, примерная стоимость ветропарка на 50 МВт составит $50 млн.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.