USD
521.81₸
EUR
543.67₸
RUB
5.05₸
BRENT
74.33$
+0.040
BTC
91899.70$
-1095.500

Трансфертное ценообразование в рамках BEPS

Коснутся ли изменения законодательства РК по трансфертному ценообразованию?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Трансфертное ценообразование в рамках BEPS- Kapital.kz

Страны Большой двадцатки (далее – G20) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2012 году запустили проект по борьбе с размыванием налоговой базы и уклонением от уплаты налогов (Base Erosion and Profit Shifting, далее – BEPS).

Началом развития проекта послужили громкие скандалы в области налогообложения, в центре которых оказались такие международные корпорации, как Starbucks, Amazon и Google. В частности, налоговые администрации таких развитых стран, как Великобритания, Франция и США обнаружили, что мультинациональные компании злоупотребляют схемами налоговой оптимизации, которые позволяют уклоняться от уплаты значительных сумм налогов. При этом такое уклонение от налогов является вполне легальным.

Благодаря глобализации мировой экономики исчезли барьеры, препятствующие свободному перемещению товаров и услуг, рабочей силы, капитала, информации и т.д. Вместе с тем возникли и сложности, связанные с глобализацией. Существующая система международного налогообложения, разработанная более века назад с целью избежания двойного налогообложения, в результате всемирной интеграции, к сожалению, привела к двойному необложению налогами.

Как выяснилось, международные компании разрабатывают сложные структуры с использованием оффшорных юрисдикций в качестве промежуточного звена для переноса прибыли из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с низким его уровнем. Таким образом, мультинациональные компании смогли легально скрывать от налоговых выплат значительные суммы за рубежом.

5 октября 2015 года ОЭСР выпустила ряд отчетов с рекомендациями по противодействию таких схем, основанных на следующих принципах:

  • обеспечение согласованного подхода во внутригосударственном законодательстве, которое влияет на международные операции;
  • усиление требований к сущности операций в нынешних международных стандартах;
  • повышение прозрачности и достоверности информации.

Одним из направлений работы ОЭСР является трансфертное ценообразование.

Как правило, трансфертное ценообразование основано на принципе «вытянутой руки», который применяется для определения рыночной цены на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами, с условиями сделок между независимыми сторонами. Одно из основополагающих допущений принципа «вытянутой руки» заключается в том, что чем больше участник сделки выполняет функций, несет риски и использует активы, тем выше должно быть его вознаграждение.

Проблема заключается в том, что крупные мультинациональные компании имеют возможность перераспределять функции / риски / активы между аффилированными сторонами таким образом, чтобы доходы облагались в странах с низким уровнем налогообложения.

Возьмем, к примеру, Google. Согласно многочисленным сообщениям СМИ, стало известно, что, разрабатывая интеллектуальную собственность в США, Google, однако, передает право пользования интеллектуальной собственностью своей дочерней компании в Ирландии, с местом эффективного управления на Бермудах, где ставка корпоративного налогообложения составляет 0%. Используя международные правила налогообложения, Google осуществляет схему платежей между аффилированными компаниями, что позволяет значительно сократить налоги.

Экономически обосновать данную схему крайне сложно; очевидно, что она нацелена исключительно на избежание налогообложения в США. В этой стране ставка составляет 35%, а используя данную схему, компания смогла снизить ставку до 15,7%.

Вследствие того, что налоговые администрации зачастую не имеют возможности увидеть целостную картину / всю цепочку сделок между всеми аффилированными сторонами мультинациональных компаний, проблематично определить является ли распределение функций, активов и рисков, и соответственно, доходов, экономически обоснованным в каждой отдельной юрисдикции.

В стремлении обеспечить прозрачность и свободный международный обмен соответствующей информацией ОЭСР/G20 разработали План действий 13 «Документация по трансфертному ценообразованию» (Action 13: Transfer Pricing Documentation and Country-by-Country Reporting).

В рамках данного плана была разработана 3-ступенчатая система документации по трансфертному ценообразованию:

  • Мастер-файл (Master file) – включает общую информацию о группе, такую как организационная структура, описание деятельности группы, нематериальные активы, финансовые операции внутри группы и информация о финансовом и налоговом статусе группы.
  • Локальный файл (Local file) – включает детальную потранзакционную информацию, характерную для конкретной юрисдикции. Указываются материальные сделки, суммы сделок и анализ трансфертных цен.
  • Отчетность для обмена информацией между странами (Country-by-country reporting, CbC) – включает информацию о деятельности мультинациональной компании в каждой юрисдикции, размеры выручки, прибыли до налогообложения, суммы уплаченных налогов. Указывается информация по каждой компании внутри группы, и в отношении каждой юрисдикции отражается информация о количестве сотрудников, объявленном капитале, нераспределенной прибыли и материальных активах.

Другими словами, Master file и Local file разработаны для предоставления информации мультинациональными компаниями в местные налоговые администрации, а CbC – по месту налогового резидентства материнской компании, чтобы эта информация в дальнейшем распределялась между иными юрисдикциями через систему автоматического обмена информацией.

В настоящее время некоторые страны уже занимаются внедрением необходимых изменений в местное законодательство. К примеру, США, Великобритания, Австралия, Испания и Франция объявили о внедрении документации согласно разработанным шаблонам ОЭСР в отношении финансового года, начиная с 1 января 2016 года. Россия в 2014 году ратифицировала многостороннюю конвенцию ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам», которая способствует автоматическому обмену информацией c иностранными государствами. Также были выпущены ряд документов с планами и предложениями на 2016-2018 гг. по дальнейшему совершенствованию и развитию налогового законодательства России по трансфертному ценообразованию, включая пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках с учетом предложений ОЭСР в рамках BEPS.

Казахстан в настоящее время не является членом ОЭСР, однако вступление в эту организацию и внедрение принципов и стандартов ОЭСР − одна из главных задач для Казахстана, согласно посланию Президента РК. Казахстан планомерно движется в этом направлении. Так, сегодня республика имеет статус наблюдателя по четырем комитетам ОЭСР, а в январе 2015 года была подписана Страновая программа ОЭСР по сотрудничеству с Казахстаном на 2015-2016 гг., которая направлена на развитие государственного управления, фискальной политики и других инициатив с целью приближения к стандартам ОЭСР.

На сегодняшний день нет официальных подтверждений или заявлений налоговых органов РК о намерении пересмотреть законодательство по трансфертному ценообразованию с учетом предложений ОЭСР и шаблонов документации.

Тем не менее, учитывая стремление Казахстана вступить в ОЭСР, есть основания полагать, что работа ОЭСР по проекту BEPS в скором времени коснется и нашей страны.

Законодательство РК о трансфертном ценообразовании имеет серьезные пробелы в части документации, которые приводят к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Вместе с тем решение проблемы уже имеется – это сближение с международной практикой и постоянное совершенствование.

Присоединение к ОЭСР откроет доступ к мировому опыту и знаниям. Перенимая лучшие практики государственного управления, Казахстан, несомненно, будет расти и развиваться. Страна движется в верном направлении, и в зависимости от того, когда Казахстан вступит в ОЭСР, станет известно, каким образом будут применяться международные практики.

Малика Досмурзаева, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

G20
Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.