Сенат Парламента принял в первом чтении законопроект «О занятости населения». При подготовке документа учтены основополагающие принципы Международной организации труда, а также изучен опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития и Содружество Независимых Государств. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Министерства здравоохранения и социального развития РК.
В пресс-службе министерства здравоохранения и соцразвития рассказали об основных пунктах законопроекта.
1. Переход на международные стандарты измерения показателей рынка труда. Это даст возможность привести статистические данные в соответствие с международными стандартами; уточнить число самозанятых граждан, при необходимости оказать им содействие для формализации своей деятельности; уточнить число лиц, занимающихся производством для собственного потребления и оказать им адресную господдержку в зависимости от заявленного ими статуса.
2. Изменение процедуры присвоения статуса безработного с усилением его ответственности. Тому, кто обратится в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, сначала присваивается статус лица, ищущего работу. В течение 10 дней ему будет оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям. Если в течение этого времени подходящая работа не найдена, лицу присваивается статус безработного, соискатель направляется на участие в активных мерах содействия занятости, и участнику системы социального страхования назначаются соцвыплаты по случаю потери работы.
Центром занятости населения будет разрабатываться для безработного индивидуальная карта трудоустройства, использование которой распространено во многих европейских странах и странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. Увеличение сроков социальных выплат на случай потери работы с четырех до шести месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротстве или прекращении деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии новым Трудовым кодексом.
Предусмотрены и другие меры поддержки: бесплатная консультация и профессиональная ориентация; направление на обучение с полным возмещением затрат на образовательные услуги, выплаты стипендии и материальной помощи, включающей компенсацию расходов за проживание и проезд; направление на молодежную практику сроком до шести месяцев с полным субсидированием оплаты труда за счет средств бюджета; трудоустройство на социальные рабочие места с субсидированием до 1 года заработной платы до 35% от размера оплаты труда, установленного работодателем (но не ниже минимальной зарплаты); оказание адресной социальной помощи, в случае если доход лица или на каждого члена семьи не превышает установленную величину черты бедности; перечисление взносов в систему обязательного социального медицинского страхования за счет государства.
Для получения представленных видов социальной поддержки между безработными и центрами занятости будет заключаться социальный контракт, где государство берет на себя обязательство представлять социальную поддержку и направлять на участие в программах содействия занятости, а безработный - получать профессию, участвовать в молодежной практике, работать на социальных рабочих местах и т. д.
Адресная социальная помощь будет выплачиваться только при участии в активных мерах содействия занятости.
4. Определение активных мер содействия занятости приоритетной категории лиц. При этом законопроект предусматривает оказание отдельных видов активных мер студентам и учащимся старших классов во время летних каникул, а также наемным работникам во время простоя предприятия по причинам банкротства или прекращения деятельности предприятия, сокращения численности или штатов, увольнения по экономическим основаниям.
5. Выравнивание региональных диспропорций на рынке труда. Предусмотрена новая мера, активизирующая добровольное переселение для трудоустройства лиц из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом с учетом потребности работодателя, а также в регионы, определяемые правительством РК в рамках региональной квоты приема переселенцев в соответствии с Законом РК «О миграции населения».
6. Для исключения дублирования функций центров занятости населения и отделов занятости и социальных программ все полномочия по направлению граждан на активные меры содействия занятости, в том числе на общественные работы, передаются центрам занятости населения. Их деятельность будет построена по принципу «одного окна» по аналогии с ЦОНами и направлена на проведение активного взаимодействия с работодателями, частными агентствами занятости.
Законопроектом также регламентировано участие работодателей в реализации государственной политики занятости и профсоюзов в разработке нормативно-правовых актов по вопросам занятости населения.