Казахстан в прошлом году занял 101 строчку из 135 в мировом рейтинге благотворительности. По мнению депутата Мажилиса Мейрама Бегентаева, который занимается проектом закона «О волонтерской деятельности», одной из причин таких показателей является отсутствие в стране статистики по этой теме, а так же должного участия государства. Такое мнение мажилисмен высказал в ходе экспертного обсуждения законопроекта, организованного аналитической группой «КИПР», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сегодня, по словам парламентария, казахстанские волонтеры и организации встречаются с определенными трудностями. Как правило, им просто мешают делать свое дело, считает Мейрам Бегентаев. Поэтому, как считает депутат, наступило время повышать эффективность волонтерской деятельности, необходимо государственное регулирование в этом вопросе. «Зачем нужно регулировать волонтерскую деятельность? Проблема возникает из-за отсутствия четкого правового статуса волонтеров, который отличал бы их от наемных работников, а так же нет четких требований к их деятельности, что лишает возможности защитить волонтеров, и дать им льготы. Нет четкой нормы правовой ответственности – как самих волонтеров, так и тех, кто получает их помощь», - говорит Мейрам Бегентаев.
Однако ряд специалистов опасаются чрезмерного вмешательства госорганов в деятельность волонтеров. Так, по словам юридического консультанта Общественного фонда «ДОМ» Юрия Юрина, степень вмешательства государства должно ограничиваться мониторингом ситуации и поддержкой. «Если же мы законодательно закрепим за государством право требовать отчеты от волонтеров, как это предусматривает проекта закона, то они станут писателями отчетов. Общая идеология, помощь от государства – это может быть уместно, но не руководство действиями волонтеров», - говорит юрист.
Эксперта так же смущает пункт законопроекта, согласно которому учет и регистрация волонтеров будут определяться государством. Но, по мнению Юрия Юрина, это должно носить уведомительный характер, и государство не должно монополизировать право на определение того, кого считать волонтером, а кого нет. «Вы знаете, что если чиновникам дать возможность что-то разрешать, к чему это может привести… Так же меня смущает статья 16 законопроекта, гласящая, что волонтерская деятельность может быть оплачена из бюджета. Таким образом, мы убираем две основные мотивации из волонтерства – безвозмездность и добровольность», - считает эксперт.
Аружан Саин, руководитель ОФ «ДОМ», тоже считает, что полномочия исполнительной власти в этом вопросе должны быть минимальны. В обратном случае, по ее словам, в госструктурах появиться много лжеволонтеров. Куда полезнее было бы дать волонтерам, по крайней мере, из общественных организаций, доступ к государственным учреждениям, вроде детских домов, приютов. «У нас в тюрьму легче попасть, чем в приют, или детский дом», - говорит Аружан Саин.
Впрочем, вполне возможно, что замечания действующих волонтеров учтут в парламенте, и закон выйдет доработанным в полной мере. «Мы до сих пор принимаем предложения по этому законопроекту», - уверил Мейрам Бегентаев.