Казахский национализм в последние годы начал более четко оформляться в общественно-политической среде. Так считает социолог ОФ ЦСПИ «Стратегия» Серик Бейсембаев, выступивший основным докладчиком на круглом столе аналитической группы КИПР «Феномен казахского национализма в контексте сегодняшней политики: от отрицания к пониманию».
Эксперт выделяет два основных вида национализма в Казахстане. Первый – государственно премированный. «Он заключается в видении государства по поводу конструирования нации. Этот национализм включает в себя программы, нормативные документы, в рамках которой формулируются идеи. Здесь в качестве примера можно привести примеры книг первых лиц государства, в первую очередь президента. В этом виде национализма нет этнического компонента. Однако нынешний режим с первых дней обратился к символам казахской этничности, было обращение к казахской идентичности как к признаку легитимности власти. Подчеркивается роль казахов как государственно образующего этноса», - сказал Серик Бейсембаев. Также стоит отметить, что этот национализм скорее можно назвать гражданским, а не этническим.
Казахский же национализм как альтернативный проект государственно-премированному национализму не имеет четких очертаний, продолжил эксперт. «Я не имею в виду только политизированные движения и их лозунги. Это более широкое понятие. Это весь дискурс, который представлен в общественном поле. Его можно осветить на фоне выступлений, текстов. Только в последние годы он оформляется в качестве претензий к властям. Но пока нет политической силы с четкими целями и задачами», - считает Бейсембаев.
Однако есть общественные группы националистов, которых Серик Бейсембаев разделил на либералов, традиционалистов и националистов, опирающихся на ислам.
«Либеральный национализм представлен политическими и общественными деятелями, а также образованной молодежью. Их основные идеалы – модернизация и демократизация страны по западному типу. Они стараются избегать явных этноориентированных формулировок, пытаются придать национализму гражданский окрас», - объясняет Бейсембаев.
Вторая группа – традиционалисты – представлены в основном творческой интеллигенцией. «Их основные усилия направленны на защиту языка, они прославляют историю, пропагандируют традицию. Это самые многочисленные националисты. Они формируют повестку в казахоязычных СМИ. Их основная цель – формирование общества с традиционными казахскими ценностями», - говорит социолог. Помимо интеллигенции к традиционалистам, по словам эксперта, примыкают сельская молодежь и оралманы. «Их объединит борьба против русскоязычного Казахстана», - добавил специалист.
Те националисты, которые определяют свою идентичность благодаря религии, являются относительными новичками в этой среде. «Исламисты» представлены в самых разных социальных слоях. Они популярны среди молодежи. «И у них очень серьезный потенциал», - подчеркнул Серик Бейсембаев.
Сегодня между этими группами националистов больше точек соприкосновения, чем конфликтов. «Но в дальнейшем вполне возможно, что между ними произойдет разрыв. В целом развитие этих направлений будет зависеть, во-первых, от госполитики в сфере идеологии, а во-вторых – от интеллектуального сообщества. Проблема в том, что противоречия казахского национализма как госпроекта и самостоятельной силы могут привести к негативным сценариям», - считает социолог.
Однако на сегодняшний день, судя по его же словам, национализм в Казахстане еще не оформился в крепкую политическую силу – партию. Во многом это связано, говорит Бейсембаев, с тем, что государство пока не готово допустить создание «казахской партии».