USD
485.11₸
EUR
523.82₸
RUB
5.02₸
BRENT
72.99$
+0.140
BTC
67851.90$
+85.300

Как в NU создают научную инфраструктуру по мировым стандартам

О том, как Казахстан может поддерживать молодых ученых, рассказал директор офиса коллективного пользования доктор Айдос Баумуратов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: NU

Фото: NU

Современная наука - невероятно сложный механизм, в университете NU работа настроена на понимание его тонкостей. О важности взаимодействия ученых, подкрепленного наличием лабораторий мирового уровня, о том, как Казахстан может поддерживать молодых ученых, рассказал директор офиса коллективного пользования NU доктор Айдос Баумуратов.

–  Айдос, чем занимаются лаборатории NU?

– В лабораториях собрано уникальное дорогостоящее оборудование, подобран персонал, который интерпретирует результаты. Если говорить простыми словами, мы помогаем ученым творить науку. Модель офиса коллективного пользования взята из американских и европейских университетов. Сегодня я руковожу 23 лабораториями, в которых находится 80 основных наименований оборудования и около 400 дополнительных. Мы создаем научную инфраструктуру, соответствующую мировому уровню, лаборатории оснащены по мировому классу.

Ученые NU выигрывают в том числе гранты, соответственно, они внедряют свои разработки в практику. За недостающим оборудованием они приходят в наши лаборатории и здесь выполняют основную часть экспериментов.

– Насколько исследования NU имеют прикладной характер?

– Изначально наука предназначена для решения глобальных задач. Ее нельзя рассматривать лишь с точки зрения немедленной окупаемости и отдачи. Могу сказать, что в университетах даже первой мировой десятки, где тысячи ученых, за долгие годы исследований выстреливает лишь несколько стартапов, которые в итоге берут в разработку индустриальные гиганты или IT-корпорации.  

– Что нужно сделать, чтобы в Казахстане молодое поколение больше шло в науку, стремилось приносить пользу государству и людям?

– Установки нужно закладывать с детства. Сегодня звание ученого незаслуженно находится в тени. После развала СССР мы прошли тяжелые годы, нужно было поднимать экономику, конечно, это наложило отпечаток. После развала 70-80% ученых просто уехали – из оставшихся примерно столько же ушли в бизнес. На восстановление потенциала требуется время, уверен, что нужно начинать со школ.

Когда меня пригласили в университет, я предложил инициативу: организовать визиты школьников в наши лаборатории. Инициативу успешно внедрили. К нам приходят дети, начиная от 5-6 классов, они видят эстетичное, безумно сложное оборудование международного уровня, тончайшие инструменты, могут поговорить с теми, кто здесь работает. Это очень полезно, поскольку наглядно показывает школьникам, какой путь они могут выбрать. Они видят и понимают, что наука в любом случае приносит благо обществу и стране. Даже подпись ученого под статьей в журнале, где упоминается университет и Казахстан, уже работает на имидж страны в целом.

Кроме того, общая интеллигентность ученых создает вокруг них соответствующую среду. Распространяются этические нормы, приоритет образования и высоких стандартов поведения. То есть на общество оказывается многофакторное влияние.

Тут нужно понимать, что наука держится на академической свободе, расширении источников финансирования, создании определенной среды, в которой научные идеи будут вариться как в котле. Именно в такой среде активного обмена мнениями и идеями выстреливают прорывные проекты.

– Чем выделяются лаборатории NU?

– Например, у нас есть лаборатория электронной микроскопии. В ней пять электронных микроскопов, главная их функция – заснять наномир. Например, физик создает новый материал, который будет применяться в солнечных панелях. Конечно, он делает серии тестов, чтобы подтвердить усовершенствование, но для публикации в высокорейтинговых научных журналах необходима, условно, фотография. Ученый приносит нам образец, мы делаем снимок, сравниваем. Так работает 70-90% науки: на сравнении существующих прототипов с модифицированными, которые ученый пытается внедрить.

В этой лаборатории за микроскопами работает персонал соответствующего уровня. У нас ведь часто бывает, что купят оборудование, а на нем никто не умеет работать, но на экскурсиях исправно показывают. В NU микроскопы не простаивают, мы помогаем и ученым из других университетов. Могу сказать, что такой формат уникален для Центральной Азии. И это рассказ лишь об одной лаборатории, а у нас их много.

– На государственном уровне есть понимание важности финансирования науки. Сейчас появились идеи внедрения новой модели финансирования через эндаумент-фонды, сформированные за счет пожертвований. Насколько, на ваш взгляд, реально внедрение дополнительной системы финансирования науки и вузов?

– В мировой практике эндаумент-фонды прекрасно работают. В США такая практика отлично себя зарекомендовала: если меценат решил пожертвовать, допустим, вузу миллион долларов, то с его налогов списывается энная сумма, что, конечно, благотворно влияет на бизнес.

В будущем же такие способы – создание попечительских советов и эндаумент-фондов – могут быть очень действенны. Фактически, в сложной экономической ситуации у науки нет другого выхода. Надеюсь, Казахстан к этому придет, однако нужно помнить, что наука далеко не всегда выдает немедленный прикладной результат. Напротив, нужны годы больших вложений. 

– Вы долгое время работали за рубежом, в США и Европе. Насколько система обучения в NU отличается от общеказахстанских стандартов?

– Если сравнить NU с другими казахстанскими вузами, то разница ощутима. Университет взаимодействует с профессорами, которые сами непосредственно занимаются наукой. Соответственно, студенты получают не книжный, а реальный опыт научной деятельности, это очень высоко ценится.

Далее, как я уже говорил, наука – это финансирование, инфраструктура и академическая свобода. Что касается инфраструктуры, то в NU можно погрузиться в учебный процесс, а в последующем у молодых людей есть возможность заняться непосредственно наукой под руководством своего преподавателя. Полностью налажен быт и досуг студентов: условия проживания на высоком уровне, спортивные и культурные мероприятия, больше 100 студенческих клубов. Конечно, хотелось бы, чтобы подобные условия стали общей практикой.

– Как вы относитесь к инициативе министерства науки и высшего образования разделить вузы на три лиги: высшую, среднюю и целевую?

– Государство должно определять, какие специалисты ему нужны, на какие сферы образования пойдут средства, соответственно, какие отрасли экономики будут развиваться несколько быстрее остальных. Понятно, что это сельское хозяйство – жизненно необходимый в мировом масштабе сектор экономики. Это медицина и биомедицина, биотехнологии, разумеется, это IT, без развития искусственного интеллекта сегодня никакое движение вперед невозможно, с ним все названные мной области многократно усилятся.

То есть, как мне кажется, такое разделение – не сегрегация, а перенаправление вектора. Казахстан, без сомнения, должен соответствовать мировым трендам развития науки и государства в целом. Необходимо задумываться о приоритетах будущих поколений уже сегодня.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.