С момента открытия (1 июня 2024 года – Ред.) новым терминалом аэропорта Алматы воспользовались более 200 тыс. пассажиров, было выполнено 1500 международных рейсов. Об этом сообщил президент Международного аэропорта Алматы Гокер Косе во время пресс-тура, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Напомним, что новый терминал обслуживает только международные рейсы.
«На этой неделе мы начали программу реконструкции старого терминала. Он будет терминалом для внутренних рейсов с совершенно новой системой обработки багажа, расширением залов регистрации, установкой нового оборудования для обеспечения безопасности, а также новой кровлей и модернизацией различных участков», – делится Гокер Косе. Спикер добавляет, что пропускная способность старого терминала (Т1) увеличится до 6 млн пассажиров в год, на сегодня она составляет 850 тыс. человек в год.
На первом этаже будет переделана зона обработки и выдачи багажа с установкой четырех лент и расширением общей территории до 3,8 тыс. квадратных метров. Зона ожидания займет площадь в 1,7 тыс. квадратных метров. На том же уровне будет размещен VIP-зал для внутренних рейсов общей площадью 1,2 тыс. квадратных метров.
На втором этаже (зона вылета) будут установлены 27 стоек регистрации в check-in зоне площадью 1,3 тыс. квадратных метров, в том числе 2 стойки baggage drop-off. Зона ожидания будет расширена до 3,4 тыс. квадратных метров. Коммерческие площади составят 740 квадратных метров.
В компании рассказывают, что полную реконструкцию терминала для внутренних рейсов планируют завершить к октябрю 2025 года, а «изменения по расширению площадей в терминале Т1 будут ощутимы уже этим летом».
«Пропускная способность нового терминала (Т2) увеличилась до 7 млн пассажиров в год с 2 млн человек в год (в зоне международных рейсов старого терминала (Т1) – Ред.)», – рассказывает президент Международного аэропорта Алматы. Он подчеркивает, что система обработки багажа стала автоматизированной. В зоне международных рейсов старого терминала она была ручной.
Производительность системы обработки багажа в Т2 значительно выросла: в 3 раза до 2,25 тыс. единиц багажа в час при вылете и в 5 раз до 3,9 тыс. единиц багажа в час при прилете. В зоне международных рейсов старого терминала пропускная способность составляла по 700 единиц багажа в час при вылете и прилете, соответственно. В настоящее время в зале выдачи багажа нового терминала работает три карусели. В компании сообщают, что из-за растущего пассажиропотока четвертая карусель будет установлена в ближайшее время, несмотря на то, что ее изначально планировали запустить через пару лет.
«Таким образом, общая пропускная способность аэропорта составит 13 млн человек. Однако благодаря определенным улучшениям, которые мы проводим в настоящее время, особенно в части цифровизации, мы уверены, что пропускная способность аэропорта с легкостью достигнет 14 млн пассажиров в год», – заявил Гокер Косе.
При прохождении паспортного контроля в новом терминале установлено 20 кабин в зоне вылета, 32 кабины в зоне прилета и по две единицы оборудования системы автоматизированного пропуска (e-gate) для граждан РК в зоне вылета и прилета. «Со временем мы планируем увеличить количество e-gates до четырех в каждой из зон (прилета и вылета – Ред.). В первые дни открытия нового терминала около 23% пассажиров использовали электронный паспортный контроль. Это одна из лучших статистик, которые я когда-либо видел. В Европе аналогичный показатель составляет 5-6%», – поясняет Гокер Косе.
В новом международном пассажирском терминале будут размещены 3 VIP-зала, в том числе новый VIP-зал на прилет и вылет, бизнес-зал Prime Class и лаундж-зона «Эйр Астаны». Cпикер назвал Prime Class ключевым VIP-залом аэропорта, который способен вмещать более 200 пассажиров одновременно.
По данным Международного аэропорта Алматы, пропускная способность нового терминала составит 24 тыс. пассажиров в час при вылете и 33 тыс. пассажиров – при прилете.
«Мы немедленно приступили к модернизации и переоборудованию парковочных зон», – рассказывает президент Международного аэропорта Алматы. По его словам, вместимость будет увеличена с 900 до 1300 парковочных мест. «Мы планируем модернизировать территорию постепенно и отремонтировать соединительный мост к многоэтажной автостоянке», – обращает внимание Гокер Косе. Парковочная зона была увеличена на 46%, добавляют в компании. Все работы планируют закончить к 15 августа 2024 года.
На строительство нового терминала и вспомогательных помещений было затрачено 220 млн долларов. Гокер Косе отмечает, что в аэропорту запускают процесс обеспечения необходимой инфраструктурой аэродрома. «Я знаю, что пассажиры этого не видят, но модернизация крайне необходима для обеспечения безопасности полетов и, соответственно, увеличения числа рейсов в Международном аэропорту Алматы», – объясняет он.
Новая программа капитальных вложений запланирована на период с 2024 по 2028 год. Объем инвестиций – 170 млн долларов. Гокер Косе делится стратегическими планами до 2028 года:
- модернизация и расширение парка оборудования для наземного
обслуживания;
- доведение топливозаправочного комплекса до уровня международных
стандартов и создание системы топливных гидрантов;
- модернизация грузового склада, а также строительство
грузового перрона, что необходимо для реализации амбиций по превращению Алматы
в грузовой хаб Центральной Азии;
- поэтапное асфальтирование перронных зон;
- увеличение количества наземного транспортного оборудования;
- восстановление второй взлетно-посадочной полосы, которая
фактически является основной взлетно-посадочной полосой, но в настоящее время
используется в качестве рулежной дорожки из-за ее состояния;
- создание модернизированной противообледенительной системы и
строительство площадки для удаления льда;
- увеличение количества удаленных парковочных мест.
Последним пунктом экскурсии по новому терминалу был зал прилета. «Здесь будут пункты обмена валют, туристические агентства, банковские отделения, а также компании по прокату автомобилей. Мы знаем, как важна культура приема гостей в Казахстане, поэтому решили построить здесь большой ресторан. По нашим планам коммерческие площади будут открыты до конца этого лета», – сказал Гокер Косе.
Аэропорт Алматы является частью глобальной платформы сети аэропортов Groupe ADP (Франция). Groupe ADP управляет 26 аэропортами в 17 странах: в прошлом году сеть обслужила 363 млн пассажиров. TAV Airports является частью Groupe ADP.
«В 2019 году аэропорт Алматы обслужил 6,5 млн пассажиров, а в 2023 году – 9,5 млн человек, что на 46% больше, чем в период до пандемии. В этом году мы ожидаем, что количество пассажиров превысит 11 млн человек, – отмечает президент Международного аэропорта Алматы. – Хотя это отличная новость для всех нас, сложность заключалась в том, чтобы справиться с растущим спросом в условиях высокой загруженности терминала, теоретическая вместимость которого составляла всего 2,8 млн пассажиров в год. Как профессионал в сфере авиации, я считаю это невероятным успехом».
Напомним, что общая стоимость этого проекта – 780 млн долларов. Он реализуется консорциумом инвесторов во главе с компанией TAV Airports, которая выкупила Международный аэропорт Алматы в мае 2021 года. «После завершения расчетов по сделке TAV становится бенефициарным собственником 85% акций аэропорта и связанных с ним предприятий, предоставляющих услуги по поставке топлива и кейтерингу. Остальные 15% акций принадлежат фонду Kazakhstan Infrastructure Fund под управлением VPE Capital. Якорным инвестором фонда выступает АО «Казына Капитал Менеджмент», – сообщали в пресс-службе TAV Airports. Строительство нового международного терминала началось в июне 2022 года.