Когда откроется Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)? На каком этапе строительства находится новый международный терминал в алматинском аэропорту? За сколько можно снять в аренду VIP-зал ожидания в международном аэропорту Туркестана? 16-17 мая 2023 года в Алматы и Туркестане состоялся пресс-тур, организованный Евразийским банком развития (ЕАБР). В нем принимали участие журналисты из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, РФ и Таджикистана.
Пресс-тур начался с посещения БАКАД и международного аэропорта Алматы 16 мая 2023 года.
Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)
«Тендер был запущен в 2015 году, а в 2018-м был подписан договор концессии между Правительством РК и консорциумом из двух турецких и двух корейских компаний. Этот консорциум и учредил нашу компанию для строительства и эксплуатации проекта, – рассказывает директор ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции» Айман Жанузакова.
Общая стоимость проекта – 743 млн 116 тыс. долларов. Доля заемных средств для его финансирования – 78%, собственных – 22%. Период концессии составляет 20 лет и включает в себя не только строительство БАКАД, но и ее эксплуатацию. «Лидером по эксплуатации и содержанию дороги в консорциуме является компания Korea Expressway Corporation, которая имеет большой опыт в содержании платных дорог. Стоит также отметить, что это государственная компания, которая содержит большую часть платных дорог в Южной Корее», – подчеркивает Айман Жанузакова. Расчетная пропускная способность БАКАД – 38 тыс. автомобилей в сутки.
«Вы все, наверное, знаете, что это 66-километровая трасса. При этом протяженность шестиполосной дороги составит 52 км, четырехполосной – 14 км. На БАКАД также имеется 6 развязок», – делится спикер. Директор ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции» напоминает, что это будет первая платная дорога в Казахстане.
Айман Жанузакова сообщает, что предварительная стоимость проезда для легковой машины составит 242 тенге в час (0,07 МРП). Всего будет 6 категорий автотранспортных средств с различными тарифами. Также предусмотрены месячные и годовые абонементы для жителей прилегающих к дороге Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области.
«На БАКАД имеется 221 камера наблюдения, 6 мест со системой Free flow («свободный поток» с англ., безбарьерная система взимания платы за проезд – Ред.), 2 метеорологические станции», – резюмирует заместитель руководителя проекта в структуре EPC-подрядчика (компания Макйол) Мурат Ханджы. По его словам, оплату можно будет произвести в течение 7 дней через платежные системы Банка ЦентрКредит, Halyk Bank и Kaspi.
Также представители компании озвучили приблизительную дату открытия БАКАД – 15 июня 2023 года.
По данным ЕАБР, объем перевозимых автотранспортом грузов в зоне БАКАД вырастет на 87% и составит 35,9 млн тонн к 2038 году.
Справочно: БАКАД – первый международный государственно-частный проект (ГЧП) в Центральной Азии. Проект строительства БАКАД признан ежегодной премией PFI Awards 2020 – одной из самых престижных в области проектного финансирования – транспортной сделкой года в Европе.
По данным ЕАБР, в период строительства БАКАД было создано свыше 1500 рабочих мест. Приоритетное трудоустройство получили местные жители (порядка 70% всех работников) и представители уязвимых групп населения. Сумма финансирования ЕАБР – 135 млн долларов.
Дорога начинается от поселка Кыргауылды недалеко от Каскелена и заканчивается в поселке Кызылкайрат около Талгара. Трасса пролегает через 14 населенных пунктов в Карасайском, Илийском и Талгарском районах Алматинской области. Автодорога должна стать ключевым звеном в транзитном коридоре Западный Китай – Западная Европа.
Расширение и модернизация международного аэропорта Алматы
Общая стоимость этого проекта – 780 млн долларов. Он реализуется консорциумом инвесторов во главе с компанией TAV Airports, которая выкупила международный аэропорт Алматы в мае 2021 года. Строительство нового международного терминала началось в 2022 году.
«Как только новый терминал будет достроен, он будет обслуживать только международные рейсы. А существующий терминал останется для внутренних рейсов», – сказал старший вице-президент – руководитель административного управления ТОО «ТАВ Казахстан» Фатих Омюр. По его словам, сейчас идет работа над созданием мастер-плана по развитию аэропорта на ближайшие 30 лет совместно с авиакомпаниями, государственными органами и всеми заинтересованными сторонами.
«В новом терминале будут две большие лаунж-зоны (зоны отдыха – Ред.) площадью 800 и 1000 квадратных метров. Также будут доступны коммерческие площади с ресторанами, зоной Duty Free и всевозможными развлечениями для более комфортного времяпрепровождения пассажиров в аэропорту», – отмечает спикер.
«Новый международный терминал завершен на 59,16%. Мы на 7% опережаем график строительства. К августу 2024 года этот проект будет полностью завершен. Но мы постараемся закончить его раньше. Это зависит от погодных условий следующей зимы. Если она не будет слишком суровой, то мы завершим строительство раньше планируемого срока», – заявил член исполнительного комитета по Центральной Азии, Африке, Бахрейну и Королевству Саудовская Аравия TAV Construction Co. Джумхур Каур.
Справочно: Международный аэропорт Алматы – крупнейший воздушный порт в Республике Казахстан. Он также имеет обширную зарубежную маршрутную сеть. Реализация проекта повысит пропускную способность воздушной гавани в 2 раза: до 14 млн пассажиров в год. По данным ЕАБР, новый терминал станет первым аэропортом в Центральной Азии, сертифицированным по программе Excellence in Design for Greater Efficiencies (EDGE). Терминал строится с использованием высококачественных изоляционных материалов, водосберегающего оборудования и передовых методов снижения выбросов парниковых газов, шума, света, отходов и загрязнения воздуха согласно рекомендациям Международной организации гражданской авиации.
Сумма финансирования ЕАБР – 40 млн долларов. В сентябре 2021 года Евразийский банк развития присоединился к этому проекту в составе синдиката кредиторов, в который также входят Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (IFC) и немецкая инвестиционная корпорация DEG. Проект отмечен международной премией IJGlobal Awards по итогам 2021 года как сделка года – DFI Deal of the Year.
Строительство международного аэропорта в Туркестане
На следующий день пресс-тура, 17 мая 2023 года журналисты отправились из Алматы в Туркестан. Там они посетили международный аэропорт Туркестана, который официально открыл свои двери 1 декабря 2020 года – в этот день состоялся первый рейс в истории воздушной гавани.
«Проект был реализован большим турецким строительным холдингом YDA Group, который ранее модернизировал аэропорт в Актау. Компания также планирует реализовать строительство поликлиники в Туркестане», – замечает директор дирекции по транспорту и инфраструктуре ЕАБР Бинура Рисмухамедова. Она поясняет, что международный аэропорт Туркестана находится в государственной собственности, но его эксплуатацией занимается YDA Group.
«Стоимость проекта – порядка 167 млн долларов. Доля заемных средств составила 80% (133,6 млн долларов), собственных – 20% (33,4 млн долларов). Заем вместе с процентами уже погашен», – обращает внимание директор дирекции по транспорту и инфраструктуре ЕАБР.
По словам Бинуры Рисмухамедовой, из международного аэропорта Туркестана осуществлялись рейсы в Стамбул и Анкару (Турция), Абу-Даби (ОАЭ), Эль-Кувейт (Кувейт), Ташкент (Узбекистан) и Бишкек (Кыргызстан).
В настоящее время прямой авиамаршрут остался только со Стамбулом, утверждает заместитель технического директора ТОО Turkistan International Airport Бахтияр Атажанов. Однако, по его словам, возобновление прежних международных рейсов не исключено. «В основном иностранные туристы прилетают из Турции и соседних тюркских государств. Их доля в общем количестве пассажиропотока составляет 30%», – констатирует спикер.
Строительство воздушной гавани со всей необходимой инфраструктурой заняло 11 месяцев с конца 2019 года. «Это первый аэропорт, который был построен с нуля в Казахстане с момента обретения независимости», – делится Бахтияр Атажанов. В 2022 году пассажиропоток в международном аэропорту Туркестана составил 371 тыс. человек при проектной мощности в 3 млн пассажиров в год.
Журналисты также посетили VIP-зал ожидания для внутренних рейсов. Он состоит из 3 просторных комнат: основного помещения, конференц-зала и зоны отдыха. Помимо этого, там есть санузел с душевой кабиной. Любой желающий может снять VIP-зал в аренду за 20 тысяч тенге в час. Представители аэропорта рассказывают, что последний, кто был в этом зале – глава государства, а до этого VIP-зал ожидания арендовали акимы.
Справочно: ЕАБР принял участие в реализации этого проекта на условиях ГЧП. По данным Евразийского банка развития, на этапе строительства аэропорта было создано 1500 рабочих мест, из которых 1300 были предусмотрены для граждан Казахстана. Проект позволит создать еще 750 рабочих мест на стадии производственного функционирования.
Пропускная способность международного аэропорта Туркестана – 450 пассажиров в час или 3 млн человек в год. По информации ЕАБР, терминал оснащен всем необходимым для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров по европейским стандартам и стандартам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта – Ред.).