Безусловным лидером рейтинга по средней продолжительности жизни граждан на пенсии стал Сингапур – почти 22 года. Пенсионный возраст в Сингапуре примерно такой же, как и в Казахстане – 62 года для мужчин и для женщин. Таковы результаты анализа обоснованности действующего пенсионного возраста в различных странах мира, проведенного ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz».
В тройку государств лидеров рейтинга вошли также Италия и Франция.Несмотря на наличие объективных оснований для повышения пенсионного возраста в этих странах, попытки правительств провести реформу вызывают огромный протест среди населения стран. Основную массу митингующих составляют не люди предпенсионного возраста, а молодежь.
Четвертое место в рейтинге занял Китай – почти 19 лет. Необходимо заметить, что в Китае не предусмотрена пенсия для сельского населения. В отличие от тройки стран лидеров, высокое положение Китая в рейтинге обеспечивается не высоким показателем средней ожидаемой продолжительности жизни, а низким пенсионным возрастом – 60 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин. Следует указать на то, что пенсионный возраст в Китае не поднимался уже более 60 лет, несмотря на то что средняя продолжительность жизни за это время выросла с 43 до почти 75 лет.
Оставшиеся позиции в первой двадцатке рейтинга заняли преимущественно развитые европейские страны. Кроме них туда вошли только Австралия и Канада. Во всех этих странах средний показатель продолжительности жизни граждан на пенсии составляет от 15 до 18 лет. Примечательно, что в число стран-лидеров рейтинга, несмотря на системные проблемы в экономике вошла Греция – 12 место, почти 17 лет.
Среди стран постсоветского пространства безусловным лидером рейтинга является Узбекистан – 21 место. Высокая позиция Узбекистана в рейтинге обусловлена самым, низким пенсионным возрастом среди всех стран, включенным в рейтинг – 60 лет для мужчин и 54 года для женщин. Стоит отметить, что Узбекистан единственная страна из постсоветского лагеря, где пенсионный возраст не только не был увеличен, а был хоть и незначительно, но сокращен. В 1999 года в связи с объявленным годом женщин указом президента возраст выхода на пенсию для слабой половины узбекского общества был снижен на год относительно советского уровня. По всей видимости, власти соседней страны осознают, что повышение пенсионного возраста неминуемо приведет к еще больше безработице среди населения страны.
Из стран Таможенного союза только Беларусь имеет показатель выше среднего – 34 место (14 лет). Такой результат обеспечивается за счет сохранения пенсионного возраста на советском уровне. Однако вопрос повышения пенсионного возраста рассматривается руководством страны как неотвратимая мера.
На данный момент Казахстан занимает 53 место в рейтинге из 60 стран. Для сравнения Монголия занимает в рейтинге 46 место и средний гражданин это страны живет на пенсии на два года больше, кем казахстанец. Другое сравнение – среднестатистический казахстанец наслаждается заслуженным отдыхом в 2,4 раза меньше, чем житель страны-лидера рейтинга - Сингапура. Из государств-членов СНГ, наша страна немного опережает только Россию, а также беднейшие страны ближнего зарубежья – Кыргызстан, Молдову и Таджикистан. Низке место Казахстана в рейтинге обусловлено сравнительно малой продолжительностью жизни – 11 место с конца.
В случае одномоментного повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, Казахстан скатится в рейтинге на 58 место. В таком случае позади окажутся только Пакистан и Таджикистан. Постепенное повышение пенсионного возраста, за которое ратует господин Келимбетов, будет менее болезненным и, учитывая общемировую тенденцию, позволит Казахстану в лучшем случае сохранить текущее низкое место в рейтинге.
В Казахстане также планируется в скором времени поэтапно повысить возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет. Несколько дней назад вице-премьер Кайрат Келимбетов сообщил о том, что пенсионный возраст для женщин будет повышаться поэтапно в течение ближайших 10 лет. Из его слов следует, что основная причина данного решения - перерывы в работе, которые делают женщины в результате выхода в декретный отпуск. Следуя логике г-на Келимбетова, получается, что если бы казахстанские женщины рожали меньше, необходимости в повышении пенсионного возраста для них не было бы.
По мнению представителей «Казпотребнадзора», объективных оснований для повышения пенсионного возраста нет. В связи с этим «Казпотребнадзор» требует от правительства отказаться от планов повышения пенсионного возраста для женщин.
Решению имеющихся проблем в пенсионной сфере будет способствовать:
1.Выделение доходов от ценных бумаг, в которых хранятся средства Национального фонда на обеспечение достойной пенсии старикам, по примеру Норвегии. Фактически предложение заключается в обратной трансформации Национального фонда в «Фонд будущих поколений». Напомним, ранее в Казахстане национальный фонд назывался именно так.
2.Введение для работающих женщин находящихся в декретном отпуске дополнительных компенсаций со стороны государства. Как уже указывалась, правительство обосновывает повышение пенсионного возраста для женщин проблемой не отчисления ими пенсионных выплат в период декретного отпуска, а не дефицитом средств в казне. В связи с этим в частности предлагается, чтобы государство выплачивало работавшим до родов декретницам отчисления в накопительный пенсионный фонд в сумме 50% от средних выплат в течение последнего года. Другое положительное следствие введения такого механизма – своеобразная компенсация за ограничение декретных выплат, введенное в феврале и как следствие снятие социальной напряженности.