Ко взяткам в Казахстане предлагают относить и нематериальные блага. Такая норма содержится в пакете поправок законодательства сферы противодействия коррупции. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции» опубликован на портале «Открытые НПА» и будет находиться в публичном обсуждении до 17 июля, передает центр деловой информации Kapital.kz.
В частности, документом предусматривается дополнить Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года пунктом 43 статьи 3:
«Взятка – деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные (неимущественные) блага и права, выгоды и преимущества, полученные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, либо должностным лицом иностранного государства или международной организации, а равно передаваемые, предлагаемые или обещаемые указанным лицам, а равно запрашиваемые или требуемые указанными лицами за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, или лица, занимающего ответственную государственную должность, либо должностного лица, либо должностного лица иностранного государства или международной организации, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство».
Как поясняется в сопроводительной информации, в глоссарий УК предлагается добавить термин «взятка» и его дефиницию на основании пункта 2.2 протокола МВРГ при Генеральной прокуратуре по мониторингу и обобщению практики применения УК и УПК от 31 августа 2021 года № 164.
Отмечается, что по оценке экспертов ОЭСР, предмет взяточничества в Казахстане по-прежнему ограничен выгодами материального характера. Согласно же международным стандартам, речь должна идти о широком содержании понятия взятки или неправомерного преимущества, которое должно включать в себя блага, являющиеся нематериальными (то есть блага, которые не представляют собой вещественный объект и не представлены таковыми и стоимость которых не может быть точно измерена) и/или неденежными (не связанными с деньгами и не состоящими из денег). Именно поэтому во всех основных составах коррупционных преступлений, указанных в главе 3 Конвенции ООН против коррупции, предмет преступления не определяется через перечень в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера, а формулируется широко как «неправомерное преимущество».
«В отчете IV раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции ОЭСР было рекомендовано установить в Уголовном кодексе, что предметом коррупционных преступлений является неправомерное преимущество, четкое определение которого должно охватывать как имущественные, так и любые другие (в том числе неимущественные) блага. Кроме того, следует отметить, что согласно подпункту 6) статьи 1 Закона РК «О противодействии коррупции», в определение коррупции входит получение или извлечение лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц», - говорится в пояснении.
Также, согласно пункту 1.2. Протокола МВРГ при Генеральной прокуратуре по мониторингу и обобщению практики применения УК и УПК от 11 ноября 2021 года № 30, Антикору было поручено выработать в УК понятие «должностное лицо иностранного государства» с учетом подходов, установленных Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, дефиниция понятия «должностное лицо иностранного государства» была позаимствована из Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (подпункт 14) статьи 1).
Дефиниция понятия «должностное лицо международной организации» была позаимствована из Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (подпункт 14) статьи 1).
В этой связи Уголовный кодекс также дополнен 44 и 45 пунктами, в которых дается определение терминам «должностное лицо иностранного государства» и «должностное лицо международной организации»:
44) должностное лицо иностранного государства – лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном, судебном органах или вооруженных силах иностранного государства; любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства;
45) должностное лицо международной организации – лицо, занимающее руководящую должность в организациях, созданных странами на основе соглашений, которые имеют статус международных договоров; лицо, осуществляющее деятельность в международных организациях и признаваемое международным служащим в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; любое лицо, которое уполномочено международной организацией действовать от ее имени.
Читайте также
По данным Антикора, защитник экс-министра культуры получил 460 тысяч долларов