Коррупционные риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы, сообщает пресс-служба Антикора.
Результаты внешнего анализа (ВАКР) в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса рассмотрены на выездном заседании Общественного совета Агентства по противодействию коррупции.
Первый из них заключается в отсутствии системного планирования градостроительства.
Анализ показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим функциональные зоны свыше 63 тыс. гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС. Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. Кроме того, в микрорайоне «Горный гигант» активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения.
Второе – в изменении целевого назначения земли. Должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК. Вместе с тем подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с ЛПХ на ИЖС. Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена.
Причиной такой практики является региональный план реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса.
Третий риск состоит в получении земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах. Должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность.
Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге.
Четвертый риск выявлен в процессах строительства, которые пронизаны коррупционными факторами. Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.
Таким образом, одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершению строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс Baganashil.
Анализом установлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты.
Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше пр. Аль-Фараби высотой 12 метров и не более 3 этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом «Домино» высотой в 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.
В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10 многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.
Пятый риск – слабый государственный контроль за строительством.
Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.
Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски.
Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привело к узакониванию нелегальной застройки.
Шестой – поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.
Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок «помогаек».
В ходе анализа Антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом Генеральном плане Алматы до 2040 года, утвержденном в мае текущего года правительством.
Помимо этого, предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного министерства.
В целом по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации. По всем коррупционным фактам Агентством зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел.
Читайте также
Ситуация с уплотняющей застройкой выходит за рамки приличия, заявил Бакытжан Базарбек