В Национальном центре экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий (НЦЭЛС) прокомментировали информацию, которую 13 июня 2022 года опубликовал Счетный комитет. В отчете были данные по итогам государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку медицинских кадров, прикладные научные исследования в области здравоохранения и активов организаций медицинского образования, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Казахстан, а также активов РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий». Аудит касался периода с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
В частности, в отчете говорится, что «НЦЭЛС затрачены средства в сумме 726,3 млн тенге на приобретение недоработанного и неработоспособного программного обеспечения, которое не используется в производственной деятельности и предусмотрено к списанию».
«Программное обеспечение было приобретено Национальным центром в период 2016-2018 годы самостоятельно на собственные средства. На эти цели предприятием не использовались бюджетные средства. Кроме того, неработоспособность программного обеспечения была выявлена предприятием самостоятельно в 2019 году, в результате чего НЦЭЛС инициировал расследование данного факта и направил все материалы в правоохранительные органы для дальнейшего расследования», - пояснили в НЦЭЛС.
Также в итогах аудита говорилось о том, что были факты утверждения НЦЭЛС размеров предельных цен на лекарственные средства – аналоги (генерики), превышающих цены оригинальных лекарственных средств». В НЦЭЛС сообщили, что формирование предельных цен на лекарственные средства осуществляется согласно Правилам регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, утвержденных приказом министра здравоохранения РК от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-247/2020.
«В соответствии с Правилами предельные цены на лекарства формируются на основании подтверждающих документов (контракты, инвойсы, счет-фактура и.т.д.), а именно цены завода-производителя с учетом сравнения с ценами в референтных странах, сопутствующих расходов (таможенные, транспортные, маркетинговые расходы, расходы на оценку качества) с учетом наценки по регрессивной шкале. При формировании предельных цен на лекарства сравнение оригинальных препаратов с генериками осуществляется только в случае установления предельных цен на оригинальные лекарственные средства за 3 года до истечения действия патентной защиты. С учетом данной нормы при таких критериях генерические лекарственные препараты сравниваются с оригинальными, после чего формируются предельные цены», - прокомментировали в НЦЭЛС.
Также отметили, что предельные цены генериков могут быть выше оригинальных лекарственных препаратов, поскольку затраты на производство генериков могут превышать затраты на производство оригинальных препаратов после истечения патентной защиты. Объяснили это большими расходами на современное научно-технологическое оборудование, строительство новых производственных площадок, трудовые и человеческие ресурсы страны-производителя.
Читайте также
Итоги аудита представил Счетный комитет