В интервью журналисту телеканала Qazaqstan президент страны Касым-Жомарт Токаев ответил на вопросы о «трагическом январе». Глава государства отметил, что, безусловно, все начиналось с мирных митингов.
«Во многих регионах страны люди выходили на площади, где высказывали свои требования, выражали недовольство, протестовали. Действительно, не было никаких погромов, криминальных действий. Но позже ситуация стала развиваться совсем в другом русле. Появились провокаторы и настоящие бандиты. И их целью было не участие в мирных митингах, а нападение на органы власти. Одним словом, в определенный момент на площади вышли настоящие террористы. Бандиты похитили тысячи единиц оружия, которые полиция ищет до сих пор. К сожалению, еще не все оружие найдено. И есть вероятность, что оно вновь будет использовано. Естественно, возникает много вопросов по поводу того, кто причастен к этим событиям. В действительности, это было дело рук профессиональных бандитов, а не тех, кто изначально вышел на мирные митинги», - сказал Касым-Жомарт Токаев.
Он еще раз подчеркнул, что это была спланированная акция.
«В эпицентре январских событий находились преступные группировки, террористы, которые прошли специальную подготовку и руководили бандитами и преступниками. Конечно, в этих группировках оказались и мирные граждане. Теперь наша задача состоит в том, чтобы разобраться, кто из них преступник, а кто нет. Это очень сложная работа, все станет ясно по итогам следствия. И это надо правильно понимать. Нельзя сказать, что все вышли на мирный митинг. Это полный абсурд. Ни один здравомыслящий человек никогда не поверит этому. Террористы стремились обострить ситуацию с целью подорвать стабильность в стране и запугать наш народ. А обычные граждане, пришедшие на мирный митинг, к сожалению, «попались на их удочку». Мы должны, в первую очередь, защитить права таких людей. Я поручил провести тщательную проверку по каждому делу. Те, кто виновен в нарушении прав граждан, будут привлечены к ответственности», - отметил президент.
События января 2022 года - это были действия, направленные против нашей государственности, целостности страны и безопасности народа, считает он.
«Знаю, что эти события сейчас у нас оценивают и называют по-разному. Как бы то ни было, эти дни стали самыми трагическими в истории нашей страны. Это надо признать. За 30 лет независимости мы выдержали немало испытаний. Но с подобной жестокостью столкнулись впервые. Абсолютно ясно, что настоящие патриоты, преданные своей стране и своему народу, никогда не пойдут на такое. Надо говорить открыто, что люди, которые хотели воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях, пытались совершить coup d’etat. Это государственный переворот по-французски. Это были действия, направленные против нашей государственности, целостности страны и безопасности народа. Это мое личное мнение», - отметил он.
Говоря о защите прав граждан, президент подчеркнул, что по каждому делу должно быть вынесено справедливое решение. Также он ответил на вопрос о фактах пыток, о ситуации с жителем Талдыкоргана Азаматом Батырбаевым.
«Да, я хорошо знаю об этой ситуации. Некоторые граждане записывают свои видеообращения в мой адрес и публикуют их в социальных сетях. Об этом я тоже знаю. Я дал конкретные поручения министерству внутренних дел и генеральной прокуратуре. Подобные действия недопустимы. Уже приступила к работе общественная комиссия. Омбудсмен по правам человека Эльвира Азимова, известные правозащитники Айман Умарова, Жемис Турмагамбетова, Абзал Куспан и другие юристы, объединившись, создали специальные комиссии. Они тщательно изучают соблюдение закона в ходе расследования каждого дела. У нас нет ни причин, ни полномочий не доверять им. Государство и правоохранительные органы не вмешиваются в их деятельность. Я тоже не вмешиваюсь. По каждому нарушению будут приниматься меры. В конце концов, все виновные будут привлечены к ответственности. Права человека – это очень важный приоритет для меня. Можно сказать, самый важный на сегодняшний день. И мой главный принцип – по каждому делу должно быть вынесено справедливое решение», - подчеркнул он.