В 2012 году зарплаты в фармотрасли выросли в среднем на 12%
Рынок труда в фармацевтической отрасли является одним из самых стабильных. Сокращений персонала или урезания этой статьи расходов здесь нет, напротив, открывается много новых вакансий, растет потребность в «полевом» и торговом персонале. К тому же, особый спрос на медицинских представителей наблюдается в регионах. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала Ольга Филиппова, менеджер по рекрутингу компании «Acierto» («Vi-ORTIS Group Consulting»). «Наиболее востребованными остаются медицинские представители с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, с опытом работы не менее 1-2-х лет», – отметила она.
В последнее время заметно увеличилась потребность в профессионалах с медицинским образованием и уверенным знанием английского языка. В первую очередь это связано с тем, что многие работодатели отправляют своих сотрудников на тренинги в Европу, объясняет Анна Ковинская, менеджер рекрутинговой компании Antal Kazakhstan. К слову, чаще всего европейские компании предлагают привлекательный соцпакет: медицинскую страховку и автомобиль.
Замедление процессов ощущается только, когда речь идет о подборе топ-менеджеров. «В основном замедления связаны с тем, что кандидатам приходится ездить на финальные собеседования в головной офис компании-работодателя, который, как правило, расположен за пределами Казахстана», – замечает специалист.
Большим спросом среди работодателей пользуются product-менеджеры, специалисты по регистрации лекарственных средств, по клиническим исследованиям, медицинские советники. В последнее время рынок труда нуждается в специалистах по качеству и фармаконадзору.
К примеру, специалисты по качеству требуются на фармацевтические предприятия. Однако пока их очень мало, а хорошую квалификацию имеют еще меньшее количество. В основном это те специалисты, которые проходили обучение за счет производителей, добавляет г-жа Филиппова. В республике имеется лишь одно отделение по подготовке таких специалистов (фармацевтический факультет КазНМУ имени Асфендиярова), которое было открыто совсем недавно – в 2011 году.
Казахстанский фармрынок остается привлекательным для зарубежных компаний. Это, в частности, обусловлено развитием медицинских технологий, внедрением современных стандартов терапии, ростом потребления лекарственных средств, увеличением государственных расходов на лекарственное обеспечение населения. Поэтому увеличивается потребность в медицинских представителях.
К тому же меняются требования законодательства в области регулирования обращения лекарственных средств. В настоящее время оно гармонизируется с законодательством развитых стран. Так, с прошлого года в законодательство было введено требование, обязывающее компании предоставлять план по управлению рисками, вести строгий учет и анализ случаев побочных эффектов своей продукции. Все это делается для того, чтобы применение лекарственных средств было безопасным.
Уровень дохода специалиста в фарминдустрии, прежде всего, зависит от квалификации и от компании, в которой он работает. Согласно данным рекрутинговой компании Antal Kazakhstan, по сравнению с прошлым годом зарплаты в фармотрасли выросли в среднем на 12%. Медицинский представитель на сегодняшний день получает от $800 до $1500. Если говорить о product-менеджерах и специалистах по регистрации лекарственных средств, то их уровень дохода начинается от $1500 и может доходить до $3 тыс.
По данным компании HeadHunter (hh.kz), средняя заработная плата по специализации «лекарственные препараты» составила 115 тыс. тенге, «провизор» – 110 тыс. тенге, «фармацевт» – 108 тыс. тенге, «медицинский представитель» – 103 тыс. тенге.
Спрос на хороших специалистов сохраняется всегда. По мнению Ольги Филипповой, необходимо улучшать собственный потенциал компаний, мотивировать и развивать ключевых сотрудников, которые приносят результат в виде дохода для компании.
По прогнозам казахстанских рекрутеров, до конца года спада на рынке труда в фармацевтической отрасли не ожидается. Вполне вероятно, что нас ждет еще небольшой рост, для которого есть некоторые предпосылки. «Во-первых, компаниям нужно вырабатывать имеющийся бюджет и закрывать вакансии, а до конца года осталось не так много времени. Во-вторых, кандидаты сейчас очень мобильны, так как до периода выплаты бонусов еще далеко», – подчеркнула Анна Ковинская.
Ирина Лукичева