Министерство национальной экономики планирует утвердить предельный объем внешнего долга квазигосударственного сектора на следующий год. Проект документа размещен на портале Открытые НПА и будет находиться в публичном обсуждении до 11 ноября 2021 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В соответствии с пунктом 4 Правил согласования объемов внешних займов квазигосударственного сектора, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2017 года № 601, предлагается утвердить предельный объем внешнего долга квазигосударственного сектора на 2022 год», - говорится в тексте документа.
Для фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» сумма составит 7 020 575 млн тенге или 16 519 млн долларов. Для национального управляющего холдинга «Байтерек» объем внешнего долга планируют утвердить на уровне 2 219 775 млн тенге или 5 223 млн долларов.
Поясняется, что суммы рассчитаны по курсу 425 тенге
за 1 доллар США.
Приказом министра национальной экономики от 5 ноября 2020 года № 84 в 2021 году объем внешнего долга для «Самрук-Қазыны» установлен на уровне 7 104 761 млн тенге или 16 916 млн долларов, а для холдинга «Байтерек» - 2 173 100 млн тенге или 5 174 млн долларов.
Читайте также
Наталья Годунова перечислила системные проблемы квазигосударственного сектора
Напомним, глава Счетного комитета Наталья Годунова на совместном заседании палат парламента в июне 2021 года отмечала, что СК провел аудиты в большинстве крупных компаний квазигоссектора. «По итогам 2020 года рост долговых обязательств к уровню 2019 года составил почти 15%. При этом есть факты, когда валютный заем привлекался дочерней компанией одной из национальных компаний для выплаты дивидендов акционерам», - рассказывала глава Счетного комитета, она напомнила, что в целом при этом объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода.
На заседании сената она перечислила основные системные проблемы квазигосударственного сектора. «Нерегламентированная и непрозрачная дивидендная политика; осуществление значительной доли закупок без конкурса и часто у аффилированных компаний. В среднем 77%. Высокая сметная стоимость возводимых объектов; существенные недостатки в корпоративном управлении. В большинстве национальных компаний до 58% в административных расходах занимает зарплата. А выплата вознаграждений и бонусов членам советов директоров не зависит от выполнения KPI; наличие на балансе непрофильных активов и значительные затраты на их содержание», - сообщала она.
По ее словам, систематическое бюджетное финансирование «не мотивирует квазигосударственный сектор в повышении рациональности использования госресурсов». «В подходы по управлению государственными активами назрела необходимость внести изменения. Нужно усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов квазигоссектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач. Усилить контроль за долговой нагрузкой, четко регламентировать корпоративную и дивидендную политику. Во многих компаниях такая работа уже ведется. Но что-то надо закрепить на законодательном уровне», - заключила она.