Вызовы и возможности, открывающиеся перед регуляторами в условиях пандемии, обсудили руководители центральных банков и органов банковского надзора 25 государств на 33-й ежегодной конференции Группы органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE), которая прошла в Нур-Султане в конце мая на площадке Комитета по регулированию финансовых услуг (АФСА) «Международного финансового центра «Астана». В конференции также приняли участие представители Международного валютного фонда, Базельского комитета по банковскому надзору, Европейского центрального банка и Института финансовой стабильности Банка международных расчетов.
Последствия пандемии COVID-19 были экстремальными во многих отношениях, напомнил председатель Института финансовой стабильности Банка международных расчетов Фернандо Рестой. Прежде всего, речь идет о практически беспрецедентных масштабах кризиса в секторе здравоохранения. Кроме того, вызванные этим локдауны и другие ограничения привели к самому резкому за последние десятилетия падению экономической активности и занятости. Вместе с тем реакция властей различных стран, вероятно, была самой смелой и самой синхронной за всю историю.
«Фискальные и монетарные регуляторы заняли в значительной степени экспансионистскую позицию, и некоторые из них также использовали инструменты, которые редко применялись в прошлом. Не менее примечательной была реакция регулирующих органов. Возможно, впервые они явно взяли на себя роль макростабилизатора. Действительно, их действия были открыто направлены на поддержку кредитных потоков для фирм и домашних хозяйств, чтобы смягчить воздействие пандемии на экономическую активность и создание рабочих мест», - сказал Фернандо Рестой.
При этом надзорным органам пришлось столкнуться с трудными компромиссами, поскольку макро- и микроаспекты пруденциальной политики вполне могут конфликтовать друг с другом. Поэтому пандемия выступила в роли реального теста для оценки эффективности посткризисной реформы регулирования в условиях банковского стресса. В частности, это помогает проанализировать, в какой степени новая нормативная база позволяет органам надзора решать как свои микропруденциальные, так и макропруденциальные задачи.
Сразу после вспышки COVID-19 регуляторы пошли на то, чтобы банки не сокращали кредитование частного сектора. Их цель состояла в том, чтобы предотвратить несогласованные действия банков, которые могли бы привести к сокращению кредитования, тем самым усиливая ущерб, наносимый пандемией реальной экономике. Фернандо Рестой отметил, что меры, принятые надзорными органами в сочетании с поддерживающей фискальной и денежно-кредитной политикой, несомненно, помогли смягчить последствия пандемии для экономики.
Вместе с тем эти действия могут затруднить оценку финансового состояния банков, поскольку большинство мер непосредственно влияют на расчет активов и показателей их качества. Последнее, полагает Фернандо Рестой, может быть особенно важным, поскольку гибкость, предусмотренная для классификации активов, затрудняет для надзорных органов контроль за изменением их качества. Кроме того, неоднородность подходов к созданию провизий в разных банках и юрисдикциях делает процессы проверки качества активов ключевым приоритетом для надзорных органов.
Стресс-тестирование в период пандемии, по его мнению, помогает надзорным органам оценить, в какой степени резервы на возможные потери по ссудам достаточны для того, чтобы справиться с ожидаемым ухудшением активов и, следовательно, нужно ли укреплять резервы банков. При этом он отметил, что стресс-тесты, проведенные в крупных экономиках, показали, что финансовая система в целом способна поглотить последствия пандемии даже при тяжелых сценариях затяжного кризиса в области здравоохранения и экономики. Это во многом стало возможным благодаря достаточным резервам капитала и ликвидности, созданным финансовыми учреждениями в соответствии с реформами Базеля III.
Фернандо Рестой считает, что регуляторы должны стремиться не только сохранить безопасность и надежность отдельных финансовых учреждений, но и поддерживать приток кредитов в реальную экономику на всех этапах цикла. Задача же надзора состоит в том, чтобы поддерживать эффективный надзор за банками и устранять очаги уязвимости, сохраняя при этом поддерживающую макропруденциальную позицию.
В настоящее время надзорное внимание сосредоточено на уязвимых секторах, которые пострадали от ограничений COVID-19 больше, чем другие, считает член правления Эстонского управления финансового надзора и урегулирования Андрес Кургполд. Речь идет, в частности, об отелях, ресторанах, индустрии развлечений и других объектах. Эстонский регулятор повысил интенсивность надзора за такими секторами, одновременно пойдя на устранение кредитных рисков в них. Вместе с тем проведенные дважды – в июне и декабре 2020 года стресс-тесты показали, что уязвимые секторы составляют относительно небольшую часть общего кредитного портфеля, и банки имеют достаточные резервы капитала, чтобы компенсировать эти риски.
Международные стандарты Базель III, введеные в 2010 году как ответ на финансовый кризис 2007-2009 гг., действительно показали свою эффективность на примере устойчивости банковского сектора во время пандемии. Новые стандарты в отношении капитала, левериджа (соотношения собственных и заёмных средств) и ликвидности позволили улучшить качество надзора и управления рисками в банковском секторе. Новые показатели левериджа и ликвидности дополнили норматив минимальных требований к капиталу, основанных на риске, чтобы обеспечить финансирование в случае кризиса. Кроме того, были введены требования по ликвидности и доле заемного капитала, а также другим показателям. В результате внедрения стандартов Базель III удалось повысить качество, стабильность и прозрачность первичного капитала, а также устойчивость всей системы к рискам.
Участники конференции BSCEE отметили важность сохранения стабильности финансовых систем, которой удается достигать как за счет стимулирующей фискальной и денежно-кредитной политики, так и за счет соблюдения стандартов Базель III всеми игроками.
Проведение 33-й ежегодной конференции Группы BSCEE Комитетом по регулированию финансовых услуг МФЦА свидетельствует о важности применения международных стандартов в МФЦА. Нормативно-правовая база регулирования банковской деятельности МФЦА основана на стандартах Базель III. Регулятор МФЦА, работающий по передовым международным стандартам, как организатор конференции, также поддерживает стремление надзорных органов и регулируемых организаций к соблюдению стандартов Базель III.
Партнерский материал