В Казахстане кредиты и микрокредиты преимущественно оформляют мужчины. При этом займы только на необходимую сумму берут 80% мужчин и 20% женщин. Свыше нужной суммы кредиты берут 78% женщин и 22% мужчин. Таковы результаты исследования «Финансовое поведение мужчин и женщин в Казахстане», которое провели специалисты группы IDF Eurasia (бренды МФО Solva и Moneyman).
Участниками опроса стали 7 тыс. мужчин и 7 тыс. женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Исследование проводилось в 14 областях Казахстана и трех городах республиканского значения: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
Кредитное поведение
Среди опрошенных 60% мужчин и 35% женщин имеют действующие займы в банках или микрокредитных организациях, 5% респондентов сообщили, что недавно закрыли все обязательства по займам.
Среди наиболее популярных целей кредитования в двух гендерных группах - кредиты на авто и бытовую технику. При этом автокредиты оформили 50% мужчин и 35% женщин, 15% участников не имеют этих займов.
Спрос на займы для покупки бытовой техники одинаковый среди тех и других, поэтому кредиты на данные цели есть у 50% мужчин и 50% женщин.
Стоит отметить, что приобретать гаджеты в кредит более склонны дамы. По данным опроса, 65% женщин и только 35% мужчин оформили займы на товары из данной категории. Также женщины вдвое чаще используют кредитные карты. Исследование показало, что 60% женщин и только 29% мужчин делают покупки с помощью кредитки, при этом 29% респондентов обоих полов не имеют кредитной карты.
Статьи расходов
Согласно опросу, 50% мужчин пытаются быть более экономными, 30% не заботятся об экономии и 20% не хватает средств до конца месяца на прожиточный минимум.
30% участвовавших в исследовании женщин экономят, 20% не стремятся к экономии. При этом 35% женщин не хватает денег до конца месяца, 15% передают управление бюджетом мужчинам.
Хотя мужчины пристальнее следят за расходами и доходами, на личные нужды представители сильного пола тратят больше, чем женщины. Выяснилось, что 70% женщин расходуют 5-10% бюджета на индивидуальные покупки, среди которых одежда, парфюмерия и косметика, а также на оплату услуг салонов красоты. При этом 30% мужчин тратят 15-20% семейных денег на организацию собственного личного времени, например, на рыбалку, охоту, на хобби и занятия спортом.
Но мужчины меньше тратят на продукты: 40% респондентов отметили, что не скупятся на продуктовые покупки. При этом среди опрошенных женщин к этой категории относится 60%.
Управление бюджетом
В рамках исследования также изучалась степень финансовой грамотности. Выяснилось, что учет расходов ведут 70% мужчин и лишь 15% женщин. Однако стоит добавить, что 15% опрошенных (независимо от пола) вообще не следят за собственными расходами.
Расходы превышают доходы только у 15% мужчин, принявших участие в опросе, среди женщин этот показатель равен 60%.
Примечательно, что одинаковое количество мужчин и женщин предпочитают вести общий семейный бюджет. Однако основной вклад в семейный бюджет в 70% случаев делают мужчины и только в 30% женщины. Такая же ситуация с точки зрения наличия дополнительного заработка: 70% мужчин и 30% женщин имеют дополнительный источник дохода помимо зарплаты. Сбережения имеются у 62% мужчин и 38% женщин.
Далида Давлятшина, операционный директор группы IDF Eurasia в Казахстане