Пандемия подстегнула развитие безналичных платежей. Казахстанцы не только стали делать покупки онлайн, но и оплачивать налоги дистанционно. Этот тренд вполне объясним, поскольку любое скопление людей может спровоцировать новую вспышку COVID-19.
Чтобы население могло оплачивать налоги из дома, в мобильном приложении Комитета государственных доходов РК eSalyq с 2020 года запущена услуга «Налоговый кошелек». На 28 декабря 2020 года количество пользователей этой услугой достигло 126 829. Пополнение «Налогового кошелька» произвели 7 834 пользователя, они пополнили кошелек на 27,7 млн тенге.
«Всего было произведено 972 автозачета на сумму 5,2 млн тенге. Воспользовались сервисом «Управление переплатой» 630 пользователей на сумму 22,6 млн тенге, подали заявки на корректировку данных по транспортным средствам 8 457 пользователей, по недвижимости – 207 пользователей», - отметили в Комитете государственных доходов РК.
Более чем в два раза выросли онлайн-платежи в бюджет, которые произвели казахстанцы через приложение Казпочты Post.kz. Если в январе-сентябре 2019 года через этот сервис пользователи произвели 28,5 тыс. налоговых транзакций, то за тот же период 2020 года – 63,7 тыс. За год объем таких отчислений через Post.kz увеличился на 72,7%. Если за 9 месяцев 2019 года казахстанцы оплатили налогов онлайн на 253,9 млн тенге, то за тот же период 2020 года – 438,5 млн тенге. Несмотря на рост количества онлайн-транзакций, их доля пока мала. Доля налогов, поступивших в бюджет через приложение Казпочты в январе-сентябре 2020 года, не превысила 0,7%. В том же периоде 2019 года этот показатель был ниже – 0,3% от объема уплаченных налогов через Казпочту. В целом через отделения компании и приложение было оплачено 65 млрд тенге налогов.
Казахстанцы также стали активнее оплачивать налоги через дистанционные каналы банков: терминалы, приложения. И судя по данным фининститутов, пандемия активизировала этот тренд. Kapital.kz отправил запрос в топ-10 банков, кроме Отбасы банка и Ситибанка. Из них смогли ответить только 6.
Самый впечатляющий рост онлайн-транзакций у Kaspi.kz. В январе-сентябре 2020 года казахстанцы произвели 19,1 млн онлайн-платежей в бюджет с помощью компании. Это в два раза больше, чем за тот же период 2019 года. Через приложения Kaspi физические лица и ИП перечислили в бюджет 151,2 млрд тенге: 92,5 млрд тенге через сервис Kaspi.kz и 58,7 млрд тенге – через Kaspi Business. В целом за 9 месяцев 2020 года сервисом воспользовались более 3,5 млн человек. Для сравнения: за тот же период 2019 года налоги через Kaspi оплатили 1 млн казахстанцев.
Через ForteBank ИП за 9 месяцев 2020 года оплатили дистанционно налоги на сумму 8,5 млрд тенге, осуществив 69 тыс. онлайн-транзакций. За год количество таких платежей увеличилось на 4%. В целом через банк в январе-сентябре 2020 года налоги оплатили 33,8 тыс. казахстанцев на сумму свыше 16 млрд тенге.
Через онлайн-каналы Народного банка в январе-сентябре 2020 года физические лица и ИП произвели более 986,6 тыс. транзакций. Это практически столько же, как за аналогичный период 2019 года. Казахстанцы перечислили налогов через дистанционные каналы банка на 35,2 млрд тенге. Годом ранее этот показатель был на 12% выше – 39,9 млрд тенге. Доля налоговых платежей, которые были произведены через приложения банка, платежные терминалы, за год увеличилась с 58% до 72% от общего объема транзакций. В целом же в январе-сентябре 2020 года казахстанцы оплатили через отделения и приложения банка налогов на 55,4 млрд тенге.
В АТФБанке отмечают, что население по-прежнему предпочитает оплачивать налоги через отделения банка. Но такие клиенты постепенно начинают мигрировать из офлайн в онлайн-каналы. В банке уточняют, что за год доля физических лиц, которые решили оплатить налоги онлайн, увеличилась с 0,1% до 6,3%. А доля ИП, предпочитающих дистанционно оплачивать налоги, выросла с 48% до 54%. В целом через банк в январе-сентябре 2020 года казахстанцы (включая ИП) оплатили налогов на сумму более 276,5 млн тенге. Это на 40,7% больше, чем за тот же период 2019 года – 196,5 млн тенге. За 9 месяцев 2020 года с помощью банка оплатить налоги смогли 12,4 тыс. казахстанцев. Это на 77% больше, чем за тот же период 2019 года.
В Банке ЦентрКредит предоставили данные только по ИП. Но уже основываясь на этих данных, можно сказать, что количество онлайн-платежей в бюджет растет. В январе-сентябре 2019 года через приложение банка налоги оплатили 7,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. За тот же период 2020 года на 14,3% больше – свыше 8,2 тыс. Правда, за год количество онлайн-транзакций в бюджет незначительно снизилось – с 76,7 тыс. до 64 тыс. В целом за 9 месяцев 2020 года через приложение БЦК ИП оплатили налогов на 10,4 млрд тенге. За тот же период 2019 года – 10,5 млрд тенге.
В ДБ «Альфа-Банке» более развиты дистанционные каналы, чем офлайн. Доля налоговых платежей, которые провели ИП через приложение банка в январе-сентябре 2020 года, достигла 98,9%. Годом ранее этот показатель составлял 96,8%. Физические лица смогли оплачивать налоги дистанционно только с весны 2020 года, когда было запущено приложение. За 9 месяцев 2020 года 19 тыс. ИП оплатили через банк налогов на 12,8 млрд тенге.