USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.46$
BTC
66598.00$
+253.400

Когда банк вправе заблокировать платежную карту

«Пластик» на блокировке

Share
Share
Share
Tweet
Share
Когда банк вправе заблокировать платежную карту- Kapital.kz

Наибольшее число обращений потребителей финансовых услуг в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по вопросам защиты их прав с начала 2020 года приходится на банковский сектор – банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Доля обращений превышает 60% от общего количества обращений. Один из вопросов, с которым обращаются граждане, касается блокировки платежных карт.

В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести полный или частичный запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег, корреспонденту «Капитал.kz» рассказала начальник Управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Сауле Ынтыкбаева.

Наша собеседница уточнила, что эти случаи прописаны пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Казахстан № 205 от 31 августа 2016 года.

По ее словам, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:

· владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;

· держатель «пластика» не исполняет договор о выдаче платежной карточки;

· не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.

«Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться!» – подчеркнула представитель финрегулятора.

Платежная карточка является инструментом доступа к банковскому счету ее держателя. В случае блокировки карты банковский счет открывается клиенту при его обращении в банк. 

Ограничения на банковский счет

Понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек, продолжила Сауле Ынтыкбаева. Согласно статье 27 Закона РК «О платежах», на банковский счет клиента могут быть наложены ограничения. Речь идет о приостановлении расходных операций; временном ограничении распоряжения имуществом; аресте на деньги, находящиеся на банковском счете.

Ограничение на проведение расходных операций может быть наложено на основании распоряжений уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Например, при неуплате налогов; ведении следственных работ; наличии подозрений на мошеннические операции и другое.

К примеру, при прохождении по платежной карточке сомнительных, подозрительных операций для их предотвращений банками могут быть установлены системные ограничения на отдельные их виды. Условия их установления, а также порядок снятия опять-таки оговорены в договоре по выпуску платежной карточки.

Основанием для ограничений может стать и информация Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

Нормами Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что банки в целях предупреждения и пресечения таких фактов обязаны при признании операции подозрительной незамедлительно сообщить в КФМ МФ РК до ее проведения. Комитет, получив сообщение о подозрительной операции, вправе приостановить ее в случае, если она на момент получения информации еще не совершена.

При этом если клиенты банка – организация или физическое лицо – включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, банки обязаны незамедлительно приостановить расходные операции по их банковским счетам.

Арест может быть наложен судами на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством страны и Законом об исполнительном производстве.

«Даже если карта зарплатная, никаких послаблений и льгот она не дает. Она ничем не отличается от обычной платежной карточки. Поэтому блокировка зарплатной платежной карточки может быть осуществлена на общих для карт основаниях, в соответствии с условиями блокирования, установленными в договоре о ее выпуске», – добавила Сауле Ынтыкбаева.

Приостановление расходных операций по банковскому счету или арест денег, находящихся на счете, осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством. То есть если будут соответствующие распоряжения уполномоченных госорганов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету клиента или актов о наложении ареста, тогда карточка блокируется.

Банк обязан уведомить о санкциях?

В договоре о выпуске платежной карточки все должно быть прописано: и порядок, и способы, и случаи направления соответствующих уведомлений банком клиенту. Эти взаимоотношения банка и клиента регулируются договорными отношениями. «Мы не устаем напоминать потребителям финансовых услуг: внимательно читайте договор! Не подписывайте, не изучив его!» – говорит Сауле Ынтыкбаева.

Что делать, если карта или счет заблокированы?

Ели это произошло, необходимо обратиться в службу поддержки банка, рекомендует Сауле Ынтыкбаева. В случае ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете клиента, на основании соответствующих актов, решений или распоряжений уполномоченных госорганов или должностных лиц, за разъяснениями следует обращаться в соответствующий уполномоченный госорган или к должностному лицу.

В случае блокировки платежной карточки операция по банковскому счету, привязанному к ней, может быть проведена через кассу в отделении банка-эмитента. При этом необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.

Разблокировать карточку самостоятельно можно только в том случае, если она была заблокирована самим клиентом, разблокировать ее можно самостоятельно в личном кабинете на интернет-ресурсе банка.

В любом случае при блокировке платежной карточки банком либо приостановлении расходных операций по банковому счету владельцы карт могут отправить запросы в банк и им должны быть представлены разъяснения. «Если у вас возникли сомнения в законности действий банка, вы всегда можете обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в финансовый регулятор», – подытожила Сауле Ынтыкбаева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.