Наибольшее число обращений потребителей финансовых услуг в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по вопросам защиты их прав с начала 2020 года приходится на банковский сектор – банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Доля обращений превышает 60% от общего количества обращений. Один из вопросов, с которым обращаются граждане, касается блокировки платежных карт.
В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести полный или частичный запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег, корреспонденту «Капитал.kz» рассказала начальник Управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Сауле Ынтыкбаева.
Наша собеседница уточнила, что эти случаи прописаны пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Казахстан № 205 от 31 августа 2016 года.
По ее словам, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:
· владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;
· держатель «пластика» не исполняет договор о выдаче платежной карточки;
· не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.
«Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться!» – подчеркнула представитель финрегулятора.
Платежная карточка является инструментом доступа к банковскому счету ее держателя. В случае блокировки карты банковский счет открывается клиенту при его обращении в банк.
Ограничения на банковский счет
Понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек, продолжила Сауле Ынтыкбаева. Согласно статье 27 Закона РК «О платежах», на банковский счет клиента могут быть наложены ограничения. Речь идет о приостановлении расходных операций; временном ограничении распоряжения имуществом; аресте на деньги, находящиеся на банковском счете.
Ограничение на проведение расходных операций может быть наложено на основании распоряжений уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Например, при неуплате налогов; ведении следственных работ; наличии подозрений на мошеннические операции и другое.
К примеру, при прохождении по платежной карточке сомнительных, подозрительных операций для их предотвращений банками могут быть установлены системные ограничения на отдельные их виды. Условия их установления, а также порядок снятия опять-таки оговорены в договоре по выпуску платежной карточки.
Основанием для ограничений может стать и информация Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
Нормами Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что банки в целях предупреждения и пресечения таких фактов обязаны при признании операции подозрительной незамедлительно сообщить в КФМ МФ РК до ее проведения. Комитет, получив сообщение о подозрительной операции, вправе приостановить ее в случае, если она на момент получения информации еще не совершена.
При этом если клиенты банка – организация или физическое лицо – включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, банки обязаны незамедлительно приостановить расходные операции по их банковским счетам.
Арест может быть наложен судами на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством страны и Законом об исполнительном производстве.
«Даже если карта зарплатная, никаких послаблений и льгот она не дает. Она ничем не отличается от обычной платежной карточки. Поэтому блокировка зарплатной платежной карточки может быть осуществлена на общих для карт основаниях, в соответствии с условиями блокирования, установленными в договоре о ее выпуске», – добавила Сауле Ынтыкбаева.
Приостановление расходных операций по банковскому счету или арест денег, находящихся на счете, осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством. То есть если будут соответствующие распоряжения уполномоченных госорганов или должностных лиц о приостановлении расходных операций по банковскому счету клиента или актов о наложении ареста, тогда карточка блокируется.
Банк обязан уведомить о санкциях?
В договоре о выпуске платежной карточки все должно быть прописано: и порядок, и способы, и случаи направления соответствующих уведомлений банком клиенту. Эти взаимоотношения банка и клиента регулируются договорными отношениями. «Мы не устаем напоминать потребителям финансовых услуг: внимательно читайте договор! Не подписывайте, не изучив его!» – говорит Сауле Ынтыкбаева.
Что делать, если карта или счет заблокированы?
Ели это произошло, необходимо обратиться в службу поддержки банка, рекомендует Сауле Ынтыкбаева. В случае ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете клиента, на основании соответствующих актов, решений или распоряжений уполномоченных госорганов или должностных лиц, за разъяснениями следует обращаться в соответствующий уполномоченный госорган или к должностному лицу.
В случае блокировки платежной карточки операция по банковскому счету, привязанному к ней, может быть проведена через кассу в отделении банка-эмитента. При этом необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.
Разблокировать карточку самостоятельно можно только в том случае, если она была заблокирована самим клиентом, разблокировать ее можно самостоятельно в личном кабинете на интернет-ресурсе банка.
В любом случае при блокировке платежной карточки банком либо приостановлении расходных операций по банковому счету владельцы карт могут отправить запросы в банк и им должны быть представлены разъяснения. «Если у вас возникли сомнения в законности действий банка, вы всегда можете обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в финансовый регулятор», – подытожила Сауле Ынтыкбаева.