USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Елена Бахмутова: Классический банкинг перестал быть рентабельным

В РК он уже не приносит акционерам банков прибыль, как инвестиции в другие сектора экономики, заметила глава АФК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Десятилетиями эффективность секторов финансового рынка РК - банковского, страхового, РЦБ - оценивалась по простым количественным показателям. Например, по росту активов в сравнении с ростом ВВП. Этот подход долгое время не подвергался сомнению, но сегодня необходимо осознать, что финансовый рынок и традиционные финуслуги стали другими. Вместе с тем система координат, которая применяется для измерения масштабов рынка, также нуждается в уточнении. Об этом во время круглого стола «Итоги развития финансового сектора в период пандемии коронавируса» сказала глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Глобальный рост ВВП уже не так связан с кредитованием, как раньше, и это похоже на новый тренд, сказала в начале своего выступления Елена Бахмутова. По оценке McKinsey, в 2018 году глобальный рост кредитования составил 4,4%, и это стало самым низким показателем за 5 лет, уступив росту мирового номинального ВВП, который составил на то же время 5,9%. По той же оценке McKinsey, доходность 60% банков в мире не покрывает стоимость их капитала. Схожий процесс заметен и в Казахстане, отметила спикер.

«Помимо слабого роста кредитования, классический банкинг перестал быть рентабельным настолько, чтобы приносить акционерам доход, превышающий возврат на инвестиции в другие сектора и компенсирующий регуляторное давление на них. Как и в других секторах экономики, трендом в развитии финансового сектора стала цифровизация, появление новых комбинированных продуктов и услуг, универсальных каналов для их доставки потребителям», - считает глава АФК.

Елена Бахмутова отметила, что для актуализации стратегических приоритетов на финрынке надо базироваться на изменениях бизнес-моделей и ожиданиях клиентов, которые и определяют тренд будущего развития. Практически во всех секторах экономики, включая телекоммуникации и торговлю, основным приоритетом стало предоставление онлайн-услуг в максимально удобной форме и в кратчайшие сроки, клиенты ожидают такого же подхода и от финансового сектора. Способность соответствовать и превосходить эти ожидания становится главным конкурентным преимуществом, финансовые услуги должны стать органичной частью бизнеса корпоративных клиентов и повседневной жизни розничных клиентов, уверена она.

«Для этого необходимо развивать индивидуальные комплексные финансовые решения для каждого клиента, что невозможно сделать на базе старой сегментированной структуры рынка. В результате трансформации участников финансового рынка принципиально меняются бизнес-модель и риск-профиль финансовых институтов. Это должно найти отражение и в регулировании рынка», - сказала Елена Бахмутова.

Она уточнила, что для перехода к новой модели финансовых институтов необходимо устранить ключевые преграды. По оценке S&P, по уровню отраслевых и страновых рисков для банков Казахстан отнесен к 9-й из 10 групп. Основными негативными факторами аналитики агентства считают слабое банковское регулирование и надзор, высокий кредитный риск в экономике, длительную фазу коррекции после кризиса 2008 года, пояснила спикер.

«Финансовый сектор с его рыночными продуктами должен конкурировать как с государственными программами, так и с государственными институтами. На фоне ужесточения регулирования финансового сектора  на рынок финансовых услуг заходят технологические компании и мобильные операторы, предоставляющие практически те же услуги, но в условиях регуляторного арбитража и без особых требований. Базируясь на ожиданиях инвесторов и клиентов, фининститут будущего должен, во-первых, максимально использовать искусственный интеллект. Это позволит минимизировать расходы, расширит сектор персонифицированных услуг и линейку продуктов на основе анализа больших данных», - сказала Елена Бахмутова.

Во-вторых, нужен переход от готовых финансовых продуктов к удовлетворению индивидуальных потребностей клиентов и бесшовному предоставлению услуг по разным цифровым каналам. Согласно международным исследованиям, добавила она, за время пандемии использование онлайн и мобильных банковских приложений во всем мире увеличилось от 20% до 50%, и от 15% до 45% клиентов по всему миру планируют максимально сократить визиты в банк.

Читайте также

В-третьих, чтобы встроить финансовые услуги в повседневные операции корпоративных и розничных клиентов, нужна их интеграция с нефинансовыми услугами на собственной платформе или за счет коллаборации с внешними партнерами. Такая модель, по мнению главы АФК, будет учитывать как интересы акционеров по повышению доходов, так и соответствовать ожиданиям клиентов по получению первоклассного сервиса.

«Пандемия стала катализатором складывающихся в финансовой отрасли трендов, цифровизация в финансовом секторе ускорилась, поэтому мы должны не упустить этот момент и встроиться в общемировой тренд. Но для того чтобы оценить, насколько финансовый рынок близок к новой идеальной модели, нужны обновленные среднесрочные ориентиры», - сделала оговорку спикер.

С точки зрения финансовой устойчивости регуляторной среды внешним индикатором станет переход РК в 7-ю группу по оценке отраслевых и экономических рисков S&P, в которой сейчас находятся Индонезия, Португалия и Хорватия. А внутренним индикатором будут постепенный отказ от дискретного регулирования секторов финансового рынка и операционная независимость финорганизаций, предложила Елена Бахмутова.

«Финансовая инклюзия должна оцениваться через проникновение финансовых услуг в реальный сектор экономики и жизнь населения. Количественными индикаторами может стать численность заемщиков  к общему количеству действующих предприятий, доля привлечения инвестиций на открытом финансовом рынке, объем добровольного страхования», - сказала она.

Качественные изменения возможны при соблюдении добросовестной конкуренции как со стороны коммерческих институтов, так и со стороны государственных организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, пояснила глава АФК. Коллаборация с высокотехничными платформами ускорит развитие сектора, не втягивая его в неконкурентную борьбу, тем более в условиях регуляторного арбитража.

«Создание комфортной среды для внедрения инноваций и есть желаемая модель построения отечественного финансового рынка и одновременно шанс для наших фининститутов встроиться в мировые тренды развития и добиться успеха. Даже если покажется, что цель недостижима, все, что нужно, это выстроить правильный план и стратегию», - подытожила Елена Бахмутова.    

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.