Как Kcell превратил биллинг в стратегический актив
Проекты по внедрению и миграции биллинговых систем относятся к числу наиболее сложных и высокорисковых
Когда телеком-компании говорят про «цифровую трансформацию», чаще всего это звучит абстрактно. Но часто за этим стоит конкретная инженерная работа, которая меняет то, что видит клиент: скорость появления тарифов, управление начислениями, точность персональных предложений, а также повышает отказоустойчивость и высокодоступность (high availability), которая отражается для клиента как непрерывный сервис. Нурзипа Кәрібозтегі - главный директор по цифровому развитию АО «Кселл», сотрудник, который отвечает за архитектурные и проектные решения, превращающие идеи бизнеса в понятные выгоды для миллионов абонентов.
Нурзипа - инженер по образованию и практик, который прошел путь от разработчика баз данных (Oracle) и преподавателя микропроцессорных технологий до руководителя цифрового блока: в Kcell она работает с 2005 года, а позднее возглавляла развитие цифровых биллинговых систем и сегодня ведет ключевые изменения на стыке IT и бизнеса.
- Нурзипа, три года назад в интервью вы говорили, что Kcell запустил единый конвергентный биллинг. Что это было за решение и зачем компания на него пошла?
- Да, уже прошло три года, как Kcell запустил единый конвергентный биллинг и единую интеграционную шину, объединив в одной системе все бренды компании - activ, Kcell и партнерство по FMС-предложениям с «Kазахтелекомом» и Meganet, а также все типы клиентов и моделей обслуживания: частных и корпоративных, авансовый и кредитный.
Проекты по внедрению и миграции биллинговых систем относятся к числу наиболее сложных и высокорисковых. Это обусловлено масштабностью процессов, высокой степенью интеграции с ключевыми бизнес‑системами, сложностью архитектуры и критичностью непрерывности обслуживания клиентов. Несмотря на это, наша команда успешно справилась с задачей, и сегодня, по прошествии трех лет, стало очевидно: это решение кардинально изменило не только внутренние процессы компании, но и саму логику создания ценности для клиентов.
- С какими ограничениями компания сталкивалась до внедрения единого биллинга?
- До внедрения единого биллинга телеком-реальность была типичной для отрасли: разные продукты всех наших брендов жили в разных системах, запуск новых продуктов требовал длительных доработок. С инженерной точки зрения это означало сложную архитектуру, высокие операционные издержки и ограниченную гибкость и влияние на стабильность сервисов.
- Что изменилось для бизнеса после объединения всех продуктов и клиентов в одном биллинговом ядре?
- Конвергентный биллинг (Nexign Convergent Billing Platform) с единой интеграционной шиной позволил упростить и ускорить работу и перевести большую часть процессов в онлайн. Компания получила принципиально другую скорость работы с рынком. Новые тарифы и услуги перестали быть «долгостроями»: теперь они проектируются и запускаются быстрее, сразу под несколько сегментов и брендов. Для абонента это выражается просто. Например, ранее, для того чтобы абонент activ мог перейти на тариф Kcell, ему необходимо было ножками сходить в абонентский офис и заменить сим-карту, сейчас же достаточно выбрать тариф и подключиться через USSD-команду, либо через приложение.
- Как это повлияло на взаимодействие IT и бизнеса внутри компании?
- Решение было своевременным накануне запуска 5G. IT в этом случае перестал догонять бизнес и стал предлагать возможности. Более того, наша IT-система позволила монетизировать технологию 5G, запуская продукты, как полноценную альтернативу фиксированному интернету.
- Какие изменения произошли в клиентском опыте?
- Как раз на уровне клиентского опыта и произошли наиболее значимые изменения. Ранее я озвучила, что стали доступны единые возможности для абонентов и Kcell, и activ, и расширенное обслуживание в 10 000 дилерских точек по Казахстану. Это стало возможным, так как единый биллинг сформировал цельный профиль абонента, где все услуги, начисления, бонусы и условия обслуживания связаны между собой. Это увеличило количество и вариации клиентских предложений, упростило взаимодействие с компанией и сделало сервис более предсказуемым.
Ну, и безусловно, появилось больше доступных операций онлайн - через приложения, включая покупки контрактных телефонов с доставкой, полностью цифровой путь приобретения роутера 5G, и объединение своей семьи в единую абонентскую плату – тарифная линейка «Семейный» и т.д.
- А как единый биллинг повлиял на развитие всей IT-экосистемы компании?
- На уровне IT-архитектуры единый биллинг стал фундаментом для обновления всей BSS-экосистемы. Более чистые интеграции, снижение количества ручных операций, устойчивость к нагрузкам и готовность к масштабированию, что напрямую влияет на качество сервиса. Внедрена новая платформа комплексной обработки абонентских и сетевых событий (Smart Event Processing). Это позволило в нужный момент предлагать абоненту нужный ему продукт. К примеру, напоминания о подключении роуминга в аэропорту, напоминания о списаниях абонентской платы в приложениях банков. Также это значительно упростило и ускорило работу с внешними сервисами – государственными, финансовыми или образовательными.
- Насколько такая архитектура отвечает текущим изменениям в телеком-отрасли?
- Такая архитектура является необходимостью, так как сейчас телеком все больше сближается с финтехом и цифровыми платформами. Сегодня компания может одновременно развивать премиальные продукты под одним брендом и массовые решения под другим, использовать один финансовый «движок» и при этом работать в разных ценовых и поведенческих сегментах: от сложных решений Private 5G для корпоративных клиентов до специальных предложений для студентов и школьников (тарифные планы «Студент» и «Имба»). Все это масштабируется в рамках существующей архитектуры и без рисков для качества обслуживания. Этот опыт оказался интересен коллегам по рынку и за пределами Казахстана. Именно эта зрелость архитектуры и практические результаты привлекли внимание операторов из других стран.
- С какими странами Kcell уже делился этим опытом?
- За последние годы Kcell принимал референс-визиты телеком-компаний из Армении (TeamTelecom) и Беларуси (оператор А1), для которых внедрение конвергентного биллинга также является стратегической задачей. Интерес вызван не самим фактом внедрения, а тем, как система работает спустя годы: без деградации сервиса, с реальными бизнес-эффектами и возможностью дальнейшего развития.
- Если подводить итог, какую роль сегодня играет эта платформа для компании?
- В мире, где технологии быстро становятся стандартом и устаревают, выигрывают те, кто сумел выстроить архитектуру на будущее, чтобы она работала на бизнес и клиента одновременно. Я с уверенностью могу сказать, что за три года платформа превратилась в стратегический актив компании, который позволяет осваивать новые ниши, адаптироваться к рынку и делиться экспертизой на международном уровне.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
