Сделка по покупке акций АТФБанка укладывается в рамки консолидации банковского сектора. Эта тенденция благоприятная как в частном порядке – улучшится состояние одного из крупных игроков рынка, так и в общем – экономика страны благодаря укрупнению банков будет более защищенной в контексте прихода иностранных игроков. Так считают эксперты, опрошенные корреспондентом «Капитал.kz».
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management
Новость о том, что Jysan Bank покупает АТФБанк для рынка можно назвать позитивной. Это вполне укладывается в русло консолидации сектора, создания крупного и устойчивого банка. Jysan Bank получил докапитализацию со стороны своего акционера и теперь готов перейти в стадию активного роста. Банк имеет избыточную капитализацию (капитал к активам составляет 15%), а АТФБанк, наоборот, относительно низкую (9%). При сопоставимом размере активов Jysan Bank генерит прибыль в 4 раза больше, чем АТФБанк.
В результате слияния 8-го и 9-го по величине банков страны открывается возможность создания банка, который уступает только Халык банку и опережает Сбербанк. Однако, на наш взгляд, после приобретения часть активов АТФБанка окажется более токсичной, чем казалось, и неизбежно будут списания, тем не менее это будет 3 или 4 банк по размеру. Укрупненный Jysan Bank расширит свое присутствие в розничном секторе, а у АТФБанка довольно развитая филиальная сеть, хорошие позиции в сегменте малого и среднего бизнеса. Таким образом покупка АТФБанка – позитивный шаг для Jysan Bank, который существенно усилит его позицию на рынке.
Сама сделка и консолидация двух институтов может занять от 6 до 12 месяцев, объединение должно пройти довольно гладко, наверняка с обеих сторон сделку сопровождают ведущие мировые консалтинговые и аудиторские компании.
Примерная сумма сделки, по нашим оценкам, может составить примерно $225-250 млн.
Мадияр Кенжебулат, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований и прогнозирования АО «Институт экономических исследований»
С учетом условий вхождения Казахстана в ВТО консолидация в банковском секторе – благоприятная тенденция, поскольку в конце этого года к нам будут заходить филиалы иностранных банков. Филиал, в отличие от дочернего банка, дает доступ ко всем ресурсам материнского банка. То есть филиалы крупных международных банков смогут предоставлять населению и бизнесу более привлекательные условия по кредитным ставкам. Для того чтобы с ними конкурировать, нужны крупные отечественные банки.
В этой связи особенное беспокойство у многих аналитиков вызывает возможный выход на наш рынок крупных китайских банков. Например, они могут финансировать проекты, которые не станут кредитовать наши банки, считая их убыточными. Затем, если казахстанские компании не смогут расплатиться по выданным кредитам, они будут забирать активами и через какое-то время окажется, что определенная доля, например промышленности, принадлежит финансовым структурам из КНР.
Такого рода беспокойство возникло не на пустом месте. Есть примеры, когда Китай через один из своих банков выдавал относительно дешевые кредиты бизнесменам в разных странах, затем за «долги» забирал инфраструктурные объекты. Так было с огромным портом Хамбантота в Шри-Ланке, самым крупным портом Кении – Момбаса, большей частью энергетической и транспортной инфраструктуры Замбии, землями в Таджикистане, Восточном Памире.
Что касается самой сделки, то прошлогодний AQR показал, что АТФБанку необходимо дополнительное дорезервирование на сумму 44,1 млрд тенге. Поэтому я считаю, что главное в данной ситуации, чтобы Jysan Bank не попросил у государства поддержки, как это было в случае с объединением Халык банка и Казкома, когда было выделено 2,6 трлн государственных тенге.
Аскар Елемесов, глава офиса АКРА в МФЦА
В целом с точки зрения кредитных рисков, при оценке подобного рода сделок обычно сравниваются рейтинги покупателя, и продавца. Теоретически, слияния улучшают прогнозы для того финансового института, чей рейтинг перед объявлением ниже. При приобретениях анализ не столь прямолинеен, так как приобретающая сторона выплачивает продавцу значительное количество средств, на сумму которых уменьшается капитал покупателя. В текущей ситуации пока нет информации о структуре сделки, о том, будет ли Jysan Bank привлекать внешнее финансирование или увеличивать свой капитал, поэтому делать какую-то оценку преждевременно.
В целом для казахстанского банковского сектора эффект от этой сделки положительный. Во-первых, разница между рейтингами приобретающего и приобретаемого банков минимальная (один «нотч»), поэтому резкого изменения профиля риска нового, выросшего в размере Jysan не должно произойти. Во-вторых, укрупнение делает более вероятным успешность реализации стратегии покупателя в долгосрочном плане. В-третьих, безоговорочная поддержка регулятора также является очевидным сигналом для рынка в целом. Как уже говорилось выше, важным для итоговой оценки будет понимание того, как покупка АТФБанка повлияет на капитал банка-покупателя, но пока этой информации в публичном доступе нет.
В текущей ситуации речь идет не об объединении банков, а о приобретении одним из них другого. Обычно ключевым в такого рода сделках является оценка качества кредитного портфеля приобретаемого банка, именно на этот показатель в первую очередь желательно обратить внимание.
Вторым важным фактором успеха является наличие синергии от сделки, сходство стратегий, а также совместимость корпоративных культур двух институтов.
Чисто механически, банк может переместиться на 2 позицию по размеру активов. В то же время уменьшение капитала банка-покупателя на сумму покупки окажет давление на достаточность капитала и иные связанные с ним параметры.
К тому же редко такие немаленькие сделки проходят прямолинейно, механически объединяя активы и пассивы двух банков. Любая сделка по поглощению приводит в первую очередь к оттоку определенного количества клиентов, депозиторов из приобретаемого банка, равно как и к переходу его заемщиков в иные финансовые институты. Не исключен и обратный процесс – приход новых клиентов в связи с увеличившимися возможностями нового банка. Пока слишком рано делать окончательные выводы.
Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана
Как можно заметить, в банковском секторе РК продолжается процесс укрупнения игроков путем M&A-сделок. Объединенный банк потенциально может войти в топ-5 банков по активам, возможно, стать вторым самым крупным по размеру активов БВУ в стране (2,9 трлн тенге). Безусловно, при осуществлении такого масштаба слияний и поглощений стороны сделок не могут не преследовать цели использования синергетического эффекта от снижения издержек и диверсификации банковских продуктов и услуг. Для сектора, помимо содействия его устойчивости путем концентрации капитала это означает, что конкуренция на рынке будет и дальше расти, поскольку более крупный игрок сможет предоставить лучшие условия по продуктам, а для потребителей – что качество банковских услуг будет улучшаться за счет стремления нарастить клиентскую базу. С этой точки зрения, в Казахстане уже имеется хороший опыт объединения банков, поэтому есть основания полагать, что и данная сделка будет иметь позитивные последствия для рынка.