Банк-финтех-потребитель: как спрос меняет формат сотрудничества

Пандемия стала катализатором цифровой трансформации финсектора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: delo.ua

Фото: delo.ua

Казахстанским банкам необходимо в кратчайшие сроки провести цифровую трансформацию. Это поможет фининститутам сохранить прибыльность и выстоять в коронакризис. Таким мнением с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделился заместитель председателя правления QazTech Ventures Медет Дюсембаев.

«В противном случае, успешно прошедшие цифровую трансформацию БВУ будут поглощать тех, кто не смог переформатироваться. В ближайшей перспективе казахстанские банки могут проиграть в конкуренции за клиента и зарубежным «дочкам», - добавил он, уточнив, что с 16 декабря 2020 года будет разрешено открытие в Казахстане прямых филиалов иностранных финорганизаций.

При этом на мировой арене появляется все больше полностью цифровых банков или необанков, начинает развиваться BaaS – bank- as-a-service – услуга сдачи банками в аренду своей инфраструктуры. Меняется и традиционная бизнес-модель: активно внедряется концепция Open Banking, которая позволит подключаться к банковским экосистемам  сторонним игрокам и обмениваться с ними данными.

«Это даст возможность банкам строить большие партнерские экосистемы и заниматься развитием небанковских продуктов, таким образом, осуществляя трансформацию от классического банка к цифровому маркетплейсу», - рассказывает эксперт.

Медет Дюсембаев признает, что банковский сектор Казахстана активно внедряет актуальные технологии: блокчейн, Bigdata, искусственный интеллект, а также технологии биометрии для идентификации личности. Например, в Altyn bank уже внедрена система удаленной идентификации пользователя. В период карантина банки значительно расширили функционал мобильных приложений и сервисов самообслуживания, оперативно реализовали механизм отсрочки платежа по кредитам без посещения офисов клиентами. В результате, как отмечает заместитель председателя правления QazTech Ventures, быстрый переход населения к получению банковских услуг онлайн привел к переосмыслению отношения к ним. 

«Коронакризис продемонстрировал неизбежность ускорения цифровой трансформации банков и финтех-индустрии. Будущее банкинга за теми, кто вовремя адаптируется к трендам современности. В мире интенсивно развиваются проекты, связанных с искусственным интеллектом, машинным обучением и облачными технологиями, а также Big Data. Отечественные БВУ уже работают по концепции «цифровой офис»», - подчеркивает Медет Дюсембаев.

По словам  первого заместителя председателя Halyk Bank Антона Мусина, банк, видя меняющуюся динамику по поведению клиентов, пытается ей следовать и через внедрение цифровых технологий. По его прогнозам, Halyk Bank будет расти в тех областях, в которых он раньше не был представлены как банк.  Например, через реализацию экосистемных проектов: продажу цифровых страховок или авиабилетов, которые можно приобрести с мобильного телефона, буквально, не вставая с дивана.

«Говоря о темпе внедрения цифровых технологий, многие сейчас высказывают мнение о том, что в некоторых отраслях, возможно, произошло замедление внутренних процессов, замедление проектов. Но  мне кажется, что наоборот наблюдается ударная работа: постоянные ZOOM – конференции и постоянная возможность быть на связи. Они приводят к тому, что мы, наоборот, стали более эффективно взаимодействовать. То есть цифровые технологии стали драйвером развития цифровых инициатив», - в свою очередь отмечает Антон Мусин.

Самоизоляция действительно значительно изменила потребительское поведение, отметили в Jýsan Bank: увеличилась потребность клиентов в бесконтактном сервисе. Так в период действия режима ЧП произошел резкий прирост новых клиентов мобильного приложения банка - количество зарегистрированных пользователей увеличилось в три раза.

«В связи с этим активнее ведутся работы по предоставлению банковских услуг через мобильное приложение и другие удаленные каналы каналы обслуживания. В период карантина в сжатые сроки банком была реализована возможность дистанционного открытия счетов, доставка платежных карт, онлайн-кредитование, биометрическая идентификация и регистрация», - отметили в пресс-службе банка.

Однако, по словам руководителя проектов инфраструктуры и работы с банками финтех-компании Wooppay Сауле Жумановой, в период режима ЧП многие отечественные БВУ оказались не готовы работать дистанционно.

«Элементарно не хватало техники, чтобы обеспечить работу банковских служащих вне отделения. Кроме того, никто не отменял требования внутренней информационной безопасности,  которые жестко запротоколированы в БВУ. Пока утрясли организационные моменты, чтобы обеспечить, как минимум, операционку, пострадали открытые в начале года проекты. В результате многие из них были просто заморожены и перенесены на 3-4 кварталы этого года. Это означает, что ничего принципиально нового на рынке в этом году не появится», - отметила Сауле Жуманова.

Правда, как признает эксперт, возможность открыть банковский счет для получения социальной выплаты - это бесспорный прорыв, катализатором которого стал коронакризис.

«Вне зависимости от пандемии, развитие IT-направления вносит существенные изменения в традиционный банковский бизнес. Цифровые услуги будут замещать физические отделения, что приведет к их постепенному закрытию. Это большой глобальный тренд», - говорит Сауле Жуманова.

Изменился и формат общения в треугольнике банк-финтех-потребитель. Как поясняют эксперты, взаимодействие потребителей финансовых услуг с банками на сегодня, в основном, осуществляется в онлайн. То есть финтех-компании заставили потребителей пересмотреть свои ожидания от поставщиков финансовых услуг, установили новую, более высокую планку.

«Финансовый сектор продолжает перестраивать свою бизнес-модель вокруг интересов потребителя и digital-возможностей. Поэтому высок интерес всех игроков к созданию экосистем, которые объединят доступ к различным услугам и продуктам внутри финансовой индустрии», - считает заместитель председателя правления QazTech Ventures Медет Дюсембаев.

В Wooppay планируют начать активную работу с бизнес-клиентами, так как на сегодня услуги компании в сфере OpenAPI предназначены в основном для физических лиц. «Мы планируем развивать проекты, которые позволят банкам предоставлять новые сервисы для своих бизнес-клиентов на базе электронных денег. Например, дать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность использовать электронные кошельки для проведения платежных операций», - поделилась планами руководитель финтех-компании Сауле Жуманова.  

Отметим, в двух крупнейших казахстанских банках второго уровня отказались комментировать вопрос цифровизации процессов в условиях пандемии. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: