Казахстан уже не раз переживал сложные времена, в результате и государство, и участники финансового сектора, и бизнес оказались гораздо лучше подготовлены к текущему кризису, отметила в разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова.
Она уточнила, что общий антикризисный план Казахстана в относительном выражении сопоставим с расходами развитых стран. Это стало возможным благодаря наличию подушки безопасности - активов Национального фонда.
Для сохранения устойчивости банковского сектора и поддержания уровня кредитования экономики в рамках контрциклического подхода финансовый регулятор облегчил отдельные меры. Такое решение было принято для смягчения требований по формированию резервов, взвешиванию активов по степени риска, объяснила Елена Бахмутова. 20 июня был принят дополнительный пакет мер, который затрагивает нормативы по размеру буферов капитала, расчета показателей по покрытию ликвидности (LCR) и коэффициента доступного фондирования (NCFR).
«Эти меры соответствуют международной практике: большинство финансовых регуляторов также приняли меры по роспуску части буферов капитала, то есть части резервов, которые банки смогли высвободить, в том числе для поддержания кредитования экономики. Кроме того, ряд мер по ужесточению регуляторных требований по Базелю 3 был отложен до 2023 года. Также Совет по МСФО выпустил разъяснения по стандарту МСФО 9, предоставив возможность каждому национальному регулятору давать рекомендации банкам, как они должны относиться к оценке ожидаемых потерь по кредитам, в зависимости от ситуации в отдельной стране», - пояснила председатель Совета Ассоциации финансистов.
Очевидно, что антикризисные меры государства направлены на быстрое восстановление экономического роста. Монетарные и финансовые регуляторы действуют так, будто ждут глубокого падения и такого же стремительного восстановления, заметила глава АФК.
Она обратила внимание, что эксперты в своих прогнозах делают оговорку на возникновение повторной вспышки эпидемии и введение жестких карантинных мер. При таком негативном сценарии пострадает большинство отраслей экономики, снизится занятость, доходы населения, упадет платежеспособный спрос, уменьшиться предложение товаров и услуг. Это неминуемо приведет к ухудшению положения большинства заемщиков, а значит, к дальнейшим отсрочкам по платежам, потерям доходов банков и росту их затрат на создание провизий по неработающим кредитам, замечает Елена Бахмутова. Таким образом, финансовому сектору, в частности банкам, могут понадобиться меры системной поддержки, так как они выступили буфером по кредитным отсрочкам и приняли весь удар на себя.
«Общая сумма уже предоставленных банками отсрочек по платежам за кредиты МСБ и физических лиц превышает 430 млрд тенге. И, как известно, еще на 3 месяца будет предоставляться отсрочка заемщикам на индивидуальной основе после оценки их финансового состояния, влияния ЧП и карантина на предпринимательскую деятельность и оценки перспектив восстановления финансового состояния. Поэтому любые дальнейшие меры по поддержке субъектов бизнеса должны быть сбалансированы, чтобы не пошатнуть устойчивость финансового сектора», - резюмирует председатель Совета Ассоциации финансистов.
После рецессии неизбежно наступит восстановление, и банки должны будут своевременно и в достаточном количестве предоставлять финансирование экономике, поэтому, по ее словам, им необходимо сохранить необходимый запас капитала и ликвидности.