USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.43$
+0.170
BTC
90526.90$
+1011.600

Заемщики ломбардов могут погашать кредиты онлайн

Глава Национальной лиги ломбардов Казахстана Роберт Абзалилов рассказал, кто может рассчитывать на отсрочку платежей

Share
Share
Share
Tweet
Share
Заемщики ломбардов могут погашать кредиты онлайн- Kapital.kz

Из-за ужесточения правил карантина в некоторых городах Казахстана ломбарды были вынуждены приостановить свою деятельность. На компании обрушился шквал звонков от недовольных клиентов, многие хотели забрать заложенное имущество. «Но заемщикам не стоит беспокоиться!» -  заявил глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, кто может рассчитывать на отсрочку платежей, как погашать займы онлайн, на какие меры поддержки от государства рассчитывают ломбарды и с какими трудностями сталкиваются владельцы этого бизнеса.

- Все предприятия столицы, Алматы с 30 марта до 13 апреля приостановили работу. Ожидали ли вы, что после введения карантина будут закрыты и ломбарды, банки, МФО?

- Мы не ожидали, что ситуация будет так развиваться. Участковые и сотрудники акимата столицы еще до того, как было поручено 26 марта приостановить работу ломбардов, рекомендовали закрыться. И уже после, 30 марта, перестали функционировать все компании.

После того как работа ломбардов была приостановлена, к ним стали обращаться клиенты с просьбой выкупить свое имущество. Заемщики опасаются, что после ситуации с компанией «Гарант-24» они не смогут выкупить свои залоги. Хотя компания «Гарант-24» - это не ломбард, она работала, представляясь ломбардом.

В ломбарды поступает шквал звонков по поводу отсрочки платежей и выкупа авто, золотых украшений. Большая часть из них перенаправляется в акиматы, чтобы там объяснили, что решение о закрытии ломбардов вынужденная мера. Ведь приостановление работы всех компаний – это инициатива местных органов власти  в связи с ситуацией ЧП в стране, карантином.

- Как поступить тем, кто закладывал свои вещи в ломбарде и во время карантина не может теперь их выкупить?  

- Клиентам не стоит беспокоиться, все имущество находится в сохранности. Оно будет возвращено после того, как ломбардам разрешат работать. Как только это произойдет, они оповестят всех своих клиентов через электронную почту и телефон.

Многие клиенты ломбардов предлагают, чтобы им в частном порядке отдали заложенное ранее имущество. То есть, чтобы мы пропускали по одному заемщику в офис и отдавали залоги. С моральной стороны это было бы правильно. Но в этом случае вся ответственность за такие действия, в том числе при заражении клиента, ляжет на ломбарды, сотрудники могут понести административную и даже уголовную ответственность.

Погашать свои займы клиенты могут в онлайн-режиме. Для этого достаточно иметь расчетный счет ломбарда – он размещен на так называемом залоговом билете. Залоговый билет – это форма договора между ломбардом и клиентом. При отправке платежа на банковский расчетный счет ломбарда заемщику нужно указать номер залогового билета, ИИН и ФИО.

- Имеют ли право ломбарды начислять пени, штрафы при непогашении займов?

- По гражданскому законодательству во время форс-мажорных ситуаций ломбарды не должны начислять штрафы, пени по кредитам, если неисполнение обязательств вызвано именно форс-мажорными обстоятельствами. В данном случае форс-мажором является пандемия коронавируса, режим ЧП в стране. То есть если с 16 марта по 15 апреля (период ЧП) заемщик не погасил свой платеж, ему не будет начисляться пеня.

К тому же 22 марта 2020 года было опубликовано постановление, согласно которому во время карантина ломбарды, как и другие финансовые организации, обязаны не начислять заемщикам, вышедшим на просрочку, пени. Согласно данному документу этой нормой смогут воспользоваться только те, кто потерял работу в связи с ЧП в стране и стал получать минимальную заработную плату.

Но, учитывая, что сейчас все компании закрыты, многие сотрудники не успели взять соответствующую справку о потере дохода, снижении зарплаты, о выходе в вынужденный отпуск. Соответственно, повис вопрос, как они могут подтвердить свою неплатежеспособность.

На данный момент подписан Приказ председателя правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 26 марта 2020 года № 167 «Об утверждении Порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения». Документ  разъясняет, как рынку взаимодействовать с заемщиками. В нем прописывается порядок предоставления отсрочки клиентам ломбардов и другие нюансы.

Касательно отсрочки по оплате основного долга и вознаграждения, предоставляемого ломбардами: если заемщик подпадает под категорию социально уязвимых слоев населения, то ему не нужно обращаться в ломбард. Так как они сами будут оповещать этих клиентов о предоставляемой отсрочке.

При этом заемщик должен подтвердить обратной связью свое согласие или отказ. Если  ответ от клиента не будет получен в течение 10 дней, это будет считаться отказом от предлагаемой отсрочки.

Остальным заемщикам отсрочка будет предоставляться после обращения в ломбард. При этом им нужно указать причины, по которым они не могут обслуживать заем. Не нужно будет предоставлять подтверждающие документы.

Обращения направляются в ломбард любыми доступными способами (E-mail, WhatsApp, Telegram и др.). Эти контакты размещены в залоговом билете или на сайте ломбарда (если он имеется). Если у ломбарда будут доказательства, что как таковой финансовой проблемы у заемщика нет, он вправе отказать ему, направив мотивированный ответ. Срок рассмотрения обращений граждан составляет 10 дней.

- Банкам поручили предоставить субъектам МСБ отсрочку кредитных платежей. Владельцы ломбардов смогут попросить отсрочку платежей для своего бизнеса?

- Действительно, банки второго уровня сейчас начинают осуществлять такую политику, возможно, некоторые ломбарды воспользуются ею. Однако банки и МФО неохотно выдают кредиты ломбардам. Поэтому обозначенная вами мера почти не окажет положительного воздействия на рынок ломбардных услуг.

- Сколько в среднем недополучает прибыли один ломбард из-за закрытия?

- Сложно прокомментировать этот вопрос. Нигде нет статистики по оборотам таких структур. Могу с уверенностью сказать, что ломбарды несут убытки. Около 95-99% из них арендовали определенную площадь, и многие из них продолжают платить аренду. В настоящее время многие собственники ломбардов проводят переговоры со своими арендаторами, и, возможно, они найдут компромисс. Примерная стоимость аренды помещения в столице площадью 100 кв. метров обойдется в сумму от 500 тыс. тенге.

- Часть ломбардов в стране не работает, несет убытки. Можно ли говорить о том, что некоторые из них окончательно закрылись?

- Мне пока не известно о таких случаях. Усугубляет текущую ситуацию тот момент, что все ломбарды до 1 мая 2020 года должны сдать документы для прохождения учетной регистрации. К тому же на днях финрегулятор выпустил новый нормативный акт, согласно которому ломбарды в столице и Алматы должны будут увеличить уставной капитал до 30 млн тенге до сдачи документов о прохождении учетной регистрации, а к 2022 году их уставной капитал должен составлять 100 млн тенге.  

Еще одно из требований, которое было обозначено на днях: до 1 мая все ломбарды городов республиканского значения и областных центров должны будут привести в соответствие свои хранилища залогового имущества. Нужно укрепить хранилище так, чтобы они стали еще более надежными. Для реализации этих норм нужны специалисты, строительные материалы. Учитывая, что сейчас все предприятия не работают, и сколько продлится эта ситуация, точно не ясно, ломбарды могут не успеть вовремя переоборудовать свои хранилища.

Также трудность заключается в том, что сейчас с арендодателями будет сложно договориться о том, чтобы они дали разрешение на строительно-монтажные работы в период ЧП.

- Сколько инвестиций потребуется для укрепления хранилищ?

- По моим оценкам, около 500 тыс. – 1,5 млн тенге в зависимости от площади и используемых материалов.

- Какие меры поддержки ломбардов вы хотели бы видеть со стороны государства на период ЧП в стране?

-  Мы хотели бы попросить, чтобы введение требований по укреплению хранилища и сроки прохождения учетной регистрации были отложены до сентября 2020 года. Ломбардам нужно хотя бы дать возможность пройти учетную регистрацию, а потом уже обязывать их переоборудовать свои хранилища. Собственники ломбардов не успевают переориентировать свой бизнес под нормативы, которые постоянно обновляются.

Если посмотреть на опыт России, Украины, в период ЧП у них работают ломбарды. Это решение было озвучено на уровне первых лиц государства. И это правильно. Потому что в период карантина, нехватки средств, отсутствия работы, население может занять средства до зарплаты только у ломбардов.

Также желательно, чтобы ломбарды в период ЧП освободили от выплаты всех налогов, отсрочки по налогам будет недостаточно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.