Свыше 200 компаний запрашивают в Первом кредитном бюро кредитные истории соискателей или уже работающих сотрудников. Об этом сообщила исполнительный директор бюро Асем Нургалиева в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
«При приеме на работу в HR-департаменте уточняют, согласен ли человек предоставить информацию о своей кредитной истории. Если он дает согласие, то организация запрашивает ее в Первом кредитном бюро», - отметила она.
Асем Нургалиева уточнила, что работодатели проверяют кредитную историю, для того чтобы обеспечить «кадровую безопасность».
«Информацию запрашивают не госструктуры, в основном кредитной историей сотрудников интересуются крупные компании: телекоммуникационные игроки, ретейлеры. В основном мониторингу подвергаются лица, которые занимают или претендуют на материально ответственные позиции. Кстати, очень много охранных агентств проверяют своих работников», - сообщила собеседница.
Она уточнила, что сотрудников никто не обязывает давать согласие на предоставление информации по кредитной истории их работодателям. Работодателей также никто не обязывает делать запросы в ПКБ.
«В прошлом году был большой ажиотаж по этой теме. Многие предполагали, что мы законодательно хотим обязать работодателей интересоваться кредитной историй работников. Это миф. Просто у работодателей есть желание запрашивать кредитную историю своих сотрудников, потому что она говорит о многом. Ведь есть риск, что у компании, которая не знает информации об уровне «токсичности» кредитной истории сотрудника, могут возникнуть проблемы с взысканием», - считает Асем Нургалиева.
Кстати, если у сотрудника все хорошо с кредитной историей, то это может позитивно повлиять на его восприятие руководством. Например, заемщики с ипотечными кредитами более ответственные, чем другие работники, потому что у них есть долгосрочные кредиты и обязательства. «Иными словами, они более стабильны для работодателя. То есть кредитная история влияет не только отрицательно, но и положительно», - считает Асем Нургалиева.
В Первом кредитном бюро отметили еще один тренд - банки и другие кредиторы стали
запрашивать информацию о коммунальной задолженности потенциальных заемщиков. В ПКБ стали сотрудничать с «Алматы Су» с
2019 года. В базу данных кредитного бюро выгружено 6 726 должников-физических лиц и 326 юридических лица.
«Информация о задолженности предоставляется более чем 400 кредиторам. Это означает, что для должников по коммунальным платежам повышается риск неодобрения кредита. Также необходимо отметить, что должники, как правило, одинаковые у всех поставщиков коммунальных услуг, поэтому ПКБ настоятельно рекомендует погашать вовремя долги по коммунальным услугам, а также своевременно производить регистрацию и перерегистрацию недвижимости на реальных собственников жилья для недопущения некорректности сведений в кредитной истории», - отметили в ПКБ.
В бюро уточнили, что информация в ПКБ предоставляется исключительно по должникам, имеющим коммунальные долги свыше 90 дней, и относится к статусу негативной информации, которая в соответствии с законодательством предоставляется в кредитное бюро без согласия должника. «Обновление сведений в бюро субъекты естественных монополий и поставщики коммунальных услуг производят один раз в месяц. Если просрочки по кредитам даже после их погашения остаются в кредитной истории, то задолженность перед СЕМ или ПКУ после ее погашения, не отображается в кредитной истории», - отметили в организации.
Исполнительный директор ПКБ Асем Нургалиева уточнила, что в настоящее время идут переговоры с другими операторами коммунальных служб.
«Мы предполагаем, что скоро, помимо «Алматы Су» будем взаимодействовать с ТОО «Астана-ЕРЦ». Таким образом, у ПКБ появится вся информация по лицам, которые имеют задолженность по коммунальным платежам в столице. Есть определенные юридические нюансы при взаимодействии с ТОО «Астана-ЕРЦ», поэтому пока мы на стадии переговоров», - сообщила она.