Поставив диагноз - «финансовая система больна», президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства 24 января поручил Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка разработать подходы по оздоровлению банковской системы. При этом обозначив срочность и важность данного вопроса. Сегодня, 28 января, глава нового финрегулятора Мадина Абылкасымова представила премьер-министру доклад, в котором говорится, что оздоровление банковского сектора будет продолжено через «создание адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях», но уже без использования бюджетных средств, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как отмечают эксперты, одним из основных подходов по спасению проблемных банков являлось вливание значительных льготных средств со стороны государства на нерыночных условиях. Такого мнения придерживается и финансовый аналитик Владислав Туркин. Он считает, что такого рода «невозвратные» ресурсы искажают проводимую денежно-кредитную политику, что приводит к излишнему монетарному импульсу. В итоге происходит временная маскировка системных проблем без выполнения «работы над ошибками».
«На мой взгляд, наиболее эффективными мерами являются те, что носят превентивный характер. Результаты проведенного AQR являются своеобразной отправной точкой для понимания рисков отечественного банковского сектора. Теперь перед регулятором стоит задача по разработке индивидуальных планов корректирующих действий, которые будут отражать его особенности и риск-ориентированную направленность новой надзорной политики», - поясняет Владислав Туркин.
Он полагает, что в первую очередь необходимо настроить и задействовать на регулярной основе систему макропруденциального регулирования, что позволит учесть особенности развития и деятельности отечественных банков, а также проанализировать ряд банковских провалов и системных рисков в экономике в прошлом.
«Результатом макопруденциального регулирования должно выступить повышение требований к минимальному собственному капиталу и введение дополнительного буфера капитала для каждого банка с учетом принимаемых рисков, бизнес-моделей и направлений денежно-кредитной политики», - считает финансовый аналитик.
Так, регулирование объемов капитала по его мнению позволит переложить потенциальные риски на собственников банка.
Эксперт убежден, что концентрация излишних усилий регулятора на анализе ссудных портфелей и попытка спрогнозировать момент реализации рисков, приводит к вечной «гонке вооружений» между методами анализа применяемых регулятором и банковскими практиками по скрытию своего реального состояния.
«В данных условиях велики риски ошибок в оценках и прогнозах и неподготовленность к неожиданным событиям», - добавляет Владислав Туркин.
Он отмечает, что без ужесточения требований к капиталу, разработки систем раннего реагирования (реальный риск-ориентированный подход) и применения регулярного стресс-тестирования с учетом влияния системных и специфических рисков (с последующими планами), постоянно будет возникать необходимость в новых вливаниях денежных средств в банковскую систему.
Вместе с тем хорошим подспорьем нерыночным механизмам спасения банков, по утверждению эксперта, может выступить построение постоянно действующей системы предоставления ликвидности по типу дисконтного окна существующего в США (Discount Window).
«В свою очередь наличие прозрачного и всегда активного механизма поддержки на понятных всем участникам рынка условиях, позволит банкам вести более активную кредитную деятельность (в том числе в сегменте корпоративного кредитования) без оглядки на риск резкой потери ликвидности и необходимости накопления ее значительной подушки», - подчеркивает Владислав Туркин.
По его мнению, сопутствующие реформы должны коснуться и рынка проблемных активов. В этой связи возрождение и развитие рынка секьюритизации позволит вести работу со стрессовыми активами (и не только) на рыночных условиях, заключает эксперт.