Накопительная пенсионная система постоянно совершенствуется. Между тем есть мнение о необходимости перехода к распределительной пенсионной системе. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» заместитель председателя правления Единого накопительного пенсионного фонда Сауле Егеубаева рассказала, почему эта модель не может быть реализована в Казахстане.
- Сегодня много говорят о необходимости реформирования пенсионной системы Казахстана. В качестве основной причины указываются низкие накопления граждан. Какую работу проводит ЕНПФ в связи с этим?
- В настоящее время пенсионный фонд в лице первого руководителя входит в состав рабочей группы при Правительстве РК по разработке комплекса мер по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы на основе построения долгосрочных актуарных моделей. Предложения, обсуждаемые на рабочей группе, требуют оценки, просчитываются в ЕНПФ.
Актуарные расчеты фонда проводятся на базе моделей, построенных совместно с международными консультантами. Полученные актуарные прогнозы сопоставляются с результатами актуарных расчетов международных организаций (ООН, ОЭСР и т.д.). Актуарии ЕНПФ – опытные сертифицированные специалисты, в том числе получившие специализированное высшее образование в ведущих зарубежных вузах, прошедшие стажировку по актуарному моделированию в Европе. То есть ЕНПФ обладает необходимой компетенцией для проведения комплексных актуарных расчетов по пенсионной системе.
Одной из целей первого этапа расчетов была проверка правильности параметризации накопительной пенсионной системы (НПС), действующей в Казахстане.
Одним из показателей эффективности пенсионных систем в международной практике является коэффициент замещения. Он показывает, какую долю от утраченного трудового заработка будет составлять пенсионный доход при достижении работником пенсионного возраста. По рекомендациям Международной организации труда значение коэффициента должно составлять не ниже 40%. То есть ежемесячная пенсия должна быть не менее 40% от его зарплаты. В странах ОЭСР среднее значение этого показателя составляет 56%, а в странах с передовыми пенсионными системами: на уровне не ниже 70%.
Таким образом, первый этап расчетов предполагал оценку, к какому коэффициенту замещения приводят параметры казахстанской накопительной пенсионной системы.
При ставке обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в 10%, которая на сегодняшний день законодательно установлена в Казахстане, к 2040 году ожидаемый средневзвешенный по разным доходным группам населения коэффициент замещения составит 25%, к 2050 – 28,3%, к 2060 – 28,4%.
В расчете применены фактические данные по структуре вкладчиков, регулярности и размерам взносов с учетом демографических трендов на последующие годы, при разных вариантах реального инвестиционного дохода.
Полученные результаты подтверждаются расчетами ОЭСР, которые констатируют, что коэффициент замещения в 30% достигается с вероятностью 95% при ставке пенсионных взносов чуть ниже 13% в течение 40-летнего периода трудовой деятельности.
Чтобы оценить потенциал накопительной пенсионной системы, консервативный расчет прогноза коэффициента замещения был также произведен по условному «идеальному» вкладчику (который осуществляет по 12 взносов ежегодно по ставке 10% в течение 40 лет трудовой деятельности, от 23 до 63 лет). В этом случае коэффициент замещения к выходу на пенсию составил 35,9% (при реальной инвестиционной доходности 0%), 43,9% (при реальной инвестиционной доходности +1%).
Большую роль в достижении высоких пенсионных накоплений играют регулярность, полнота и размер пенсионных взносов. Также важны уровень инвестиционной доходности пенсионных накоплений, их сохранность.
- Можете для наглядности показать эти же расчеты в абсолютных цифрах?
- Да, приведу такой расчет. Накопительная пенсионная система РК запущена с 1998 года. Если взять официальную статистику по средней заработной плате по стране с 1998 года и предположить, что вкладчик всегда получал среднюю заработную плату, наложить реально полученную инвестиционную доходность за эти годы, 12-тикратную частоту взносов, то уровень его накоплений должен составить к 2019 году – 3 млн 253тыс. тенге. А к завершению трудовой деятельности – 9 млн 094 тыс. тенге в ценах 2019 года (с учетом прогнозных трендов по росту реальной заработной платы, реальной инвестиционной доходности +1%).
Фактическая статистика ЕНПФ подтверждает полученные расчеты. Средние накопления лиц, перечисляющих в фонд ОПВ в течение прошедших 20 лет, составляют для мужчин – 5 млн 130 тыс. тенге, для женщин – 3 млн 884 тыс. тенге. Однако доля вкладчиков, которые непрерывно осуществляли отчисления в течение 15-21 года, составляет около 10%. Эти цифры подтверждают, что нерегулярность взносов является одной из причин невысокого уровня пенсионных накоплений. За 2018 год из 8,7 млн человек занятого населения взносы в ЕНПФ отчисляли 6,4 млн человек и более 2 млн (около 25% занятого населения) не производят взносы в течение года.
Причины нерегулярных пенсионных взносов разные – от неформальной занятости, нерегулярных и низких доходов, низкой информированности до намеренного уклонения от отчисления взносов.
Для обеспечения адекватного коэффициента замещения необходимы меры как стимулирующего, так и административного характера, например, введение обязательных пенсионных взносов для работодателя. Только в этом случае стоит ожидать максимально полного вовлечения населения в накопительную пенсионную систему.
- Есть мнение о необходимости возврата распределительной пенсионной системы. Как вы оцениваете эту позицию?
- Расчеты показывают следующее. При распределительной модели нагрузка по обеспечению выплат пенсий лицам, которые либо не делают, либо делают нерегулярные взносы в фонд, ложится на добросовестных вкладчиков. То есть собранные средства выплачиваются не последним, а перераспределяются (по разным принципам) между текущими пенсионерами.
Такой подход может быть не поддержан населением, с учетом того, что пенсионные накопления перестают рассматриваться как собственность вкладчиков, а подлежат перераспределению. Это показали дискуссии, развернувшиеся вокруг внедрения условно-накопительного компонента, который выступает как накопительный, но имеет элементы перераспределения накоплений в пользу всех оставшихся участников такой системы. Распределительный принцип отчасти может дестимулировать отчисления добросовестных вкладчиков.
Приведу в пример демографические тренды по Казахстану. За последние 28 лет (с 1991 по 2019) самый низкий показатель по продолжительности жизни с рождения в Казахстане был зафиксирован в 1995 году – 58 (!) лет для мужчин, 69,4 лет – для женщин. С 1995 года к 2018 году продолжительность жизни с рождения выросла в нашей стране с 58 до 69 лет для мужчин (на 11 лет), с 69,4 до 77 лет – для женщин (на 7,6 лет).
По данным ООН, начиная с 1950-1955 годов по настоящее время средняя продолжительность жизни в мире с рождения возросла более чем на 10 лет – в европейских странах, странах Северной Америки, на 25 лет – в странах Латинской Америки, почти на 30 лет – в азиатских странах.
Тренд увеличения продолжительности жизни сохранится в мире и в Казахстане. К 2050 году средняя продолжительность жизни с рождения в Казахстане, по прогнозам ЕНПФ, для мужчин составит 78 лет, для женщин – 83,9 лет.
При этом в мире наблюдается тренд снижения показателей рождаемости. В Казахстане также (если анализировать темпы прироста населения) максимальное значение прироста приходится на 2010 год. В дальнейшем наблюдается плавное снижение темпов роста (в абсолютных цифрах количество новорожденных растет, но темпы прироста снижаются). Так, намечаются явные тенденции старения населения в Казахстане. Доля населения старше 60 лет в 1990 году составила 9,6%, в 2000 году – 11,2%, по прогнозу, в 2020 году – 12,2%, в 2050 году – 20,1%.
Соотношение трудоспособного населения (не фактически делающего отчисления!) к лицам старшего возраста снижается в Казахстане, начиная с 2015 года. И в дальнейшем прогнозируется его снижение от 6,45 в 2020 году до 3,5 к 2050 году.
Вспомним, в Казахстане соотношение трудоспособного населения к лицам пожилого возраста заметно снизилось в 1995 году в сравнении с 1990 годом (с 7,84 до 6,39). Причина – резкий отток граждан, выезжающих из Казахстана в эти годы, а также рост числа пожилых людей за счет лиц, родившихся непосредственно перед Великой отечественной войной и не принимавших в ней участия. В 2000 году этот показатель вырос в сравнении с 1995 годом с 6,39 до 6,97 за счет снижения количества лиц, родившихся в годы голода 30-х годов прошлого столетия. Процессы массовых депортаций также видны в изменениях этого показателя.
Таким образом, долгосрочный прогноз снижения показателя соотношения трудоспособного населения к лицам пожилого возраста в Казахстане позволяет сделать вывод о финансовой неустойчивости распределительных систем.
Этот вывод подтверждается мировыми трендами. Во всем мире происходит постепенный поэтапный переход от систем распределительного типа – к системам накопительного типа. Особенно массово в мире стали внедрять накопительные системы с 80-х годов прошлого века.
- Когда можно будет узнать основные выводы и предложения по развитию НПС?
- Предложения рабочей группы будут сформулированы до конца 2019 года.
Но это будет далеко не завершение. Возможно даже отправная точка для дальнейших расчетов, уточнения предложений, внесения изменений в законодательство, масштабной разъяснительной работы среди населения.