Финансирование торговли в Казахстане: рост или спад?

Торговля остается самым доступным сегментом рынка для кредитования

Share
Share
Share
Tweet
Share
Владимир Третьяков

Владимир Третьяков

Судя по статистическим данным Национального банка РК, объемы кредитования экономики Казахстана продолжают уверенно расти. По итогам 2018 года показатель смог переломить тенденцию предыдущих лет. В целом, к концу сентября 2019 года объем кредитования экономики вырос почти на 2%.

Как выясняется, в прошлом году больше всего кредитов в долевом отношении было выдано в сфере промышленности и торговли. Так, за весь 2018 год по республике в сфере промышленности было выдано кредитов на 2 трлн тенге (15,4% от общей массы), в то время как в торговле – на более чем 1,8 трлн тенге, что составляет 13,7% от общей массы (в том числе 93,2% составили кредиты, выданные небанковским юридическим лицам). В целом важно отметить тот факт, что кредитование торговли сравнительно новое направление банковского бизнеса, так как оно только набирает обороты и на счету у финансово-кредитных структур довольно длительное время не пользовалось популярностью. Исключение составляло разве что внешнеторговое финансирование. Однако теперь банки стали понимать потребность в диверсификации кредитных портфелей, которая становится все более насущной.

В то же время нельзя не отметить, что, хотя объемы кредитования экономики в целом заметно увеличились, доля и темпы кредитования сферы торговли последние годы стали сравнительно сокращаться. Так, к примеру, если в 2015 году кредиты банков, выданных в сфере торговли, составляли 2,6 трлн тенге (в общей доле 20,8%), то на сегодня за 9 месяцев 2019 года эта цифра на уровне 1,6 трлн тенге (12,5% от общей массы). Проще говоря, тенденция демонстрирует, что объемы предоставляемых займов медленно, но верно идут на спад (-8,3%). В связи с этим возникает ряд вопросов: как при росте потребительского спроса в стране (реальные денежные доходы населения выросли на 6,7%), а также с появлением новейших инструментов финансирования торговли такое становится возможным?

Годы хорошего спроса

Трудно не заметить, что торговля на сегодняшний день остается самым доступным сегментом рынка для кредитования. Оно и не удивительно, так как высокая норма прибыли и быстрая оборачиваемость капитала свойственна данной отрасли. Соответственно, банки предоставляют более короткие и дорогие ресурсы.

Важно подчеркнуть, что стремительному развитию кредитования торговли в Казахстане долгие годы способствовали макроэкономические факторы. К примеру, так называемый «бум потребления» стал результатом роста доходов населения, а также увеличения покупательской способности. Понятно, что увеличение объема продаж требовало и увеличения кредитования, что автоматически положительным образом сказывалось на развитии финансовой сферы. К сожалению, достаточно высокий уровень инфляция также заставляет увеличивать потребность в больших объемах кредитования, так как в целом общая денежная масса не перестает увеличиваться. Это говорит о том, что сегмент кредитования торговли всегда рос, и нетрудно догадаться, что еще будет расти.

Как показывает общая динамика, в числе лидеров по уровню популярности среди заемщиков в стране пока остаются так называемые «классические» кредиты. Они, как известно, идут на пополнение оборотных средств. В то же время по мере роста торговли (и соответственно обслуживающих ее компаний) все больше востребованы овердрафт и факторинг.

На данный момент кредитный портфель банков по малому и среднему бизнесу состоит из солидной доли кредитов, выданных клиентам, занимающимся именно торговлей. Хотя официальные источники не называют конкретные цифры, но отмечают, что среди корпоративных клиентов имеются крупнейшие торговые сети.

Все это объясняется простой логикой: торговые предприятия являются основным и самым понятным для кредитной организации сегментом бизнеса. Данное направление представляет интерес для банков, так как уже сегодня демонстрирует большой потенциал для роста.

Почему высокий риск для бизнеса не помеха?

Все вышеотмеченное ни в коем случае не должно восприниматься так, как будто бы выдача кредитов торговым предприятиям легкая и приятная функция для кредитных организаций. То, что данная деятельность совершенно нерисковая, также является глубочайшим заблуждением. Возможно, это было бы так, если бы действующими или потенциальными заемщиками практически всегда становились крупные компании из сферы торговли. Обычно они имеют огромный объем продаж и большую ежедневную выручку. В Казахстане, как практически и во всем мире, сложилось так, что малые и средние торговые компании выступают в качестве большинства банковских клиентов.

Высокие риски компаний зачастую выражены непрозрачностью бизнеса, большой долей теневых операций, неспособностью в ряде случаев предоставить залоги, непредсказуемостью размеров выручки. К примеру, нередко достоверной оценке кредитоспособности заемщика препятствует недостаточная степень легальности бизнеса. Низкий уровень диверсификации поставщиков и покупателей, которая характерна для малого бизнеса, также настораживает банки. Для кредитной организации это означает, что уровень зависимости заемщика от своих контрагентов повышен. 

Конечно, при этом с целью минимизации своих рисков банки прибегают к хорошо известным инструментам поручительства и залогов, но кредитование торговых компаний с залогами даже сложнее, чем в случаях, предоставления займов банками компаниям из промышленного сектора. Ведь далеко не всегда банк выражает готовность принять залог, предлагаемый торговым предприятием. К примеру, в качестве заемщика выступает компания, которая занимается торговлей продовольственными товарами. Но ведь не каждый банк сможет принять специфичные товары в качестве необходимого обеспечения.

Тем не менее, если бы банки время от времени не были уступчивы и не отходили от жестких требований по залогам, то наверняка обстоятельства складывались бы для торговых предприятий не слишком благоприятно. Следует признать, что большей частью финансово-кредитных структур все же в качестве залога принимаются товары. Банк исходит при этом из понимания того, что важен не столько сам залог, а источник погашения и финансовое состояние того, кто занимает. Поэтому банк как раз больше внимания уделяет бизнесу фирмы, чем залогу.

Но порой банки оказываются перед нелегким выбором: упустить клиента или принять условия повышенного риска при его кредитовании? Конечно, при этом формируется неприятная дилемма, и выбор предопределяется изначально. Если один из банков не дает кредит, то клиент найдет на рынке более уступчивый и «сговорчивый» банк.

Кажется, что все вышеперечисленные риски стали отправной точкой для спада объемов предоставляемых займов в последние годы.

Ничего личного, просто борьба за клиентов

Сегодня с учетом общемировой тенденции на финансовом рынке его участники понимают, что борьба за клиента в недалеком будущем постепенно и неизбежно будет только накаляться. Поэтому уже сейчас банки выражают заинтересованность в обеспечении к себе лояльного отношения со стороны заемщиков.

Через разработку всевозможной продуктовой линейки банки пытаются разрешить для себя данный вопрос. Так, в данной линейке могут присутствовать программы кредитования, которые скорее всего подойдут как для малых и средних компаний, так и для крупных торговых сетей. Такой механизм уже создан банками в Казахстане, которые занимают лидирующие позиции в этом сегменте кредитования. Различные кредитные программы в зависимости от вида торговли часто пользуются спросом со стороны казахстанских компаний.

Сейчас в стране активно применяется такая форма, как овердрафт. Подобная форма кредитования пользуется спросом в основном у крупных оптовых компаний. Предпочтение классическим кредитам, которые адаптируются специфике малого и среднего бизнеса, отдают казахстанские компании меньшего размера. Но безусловные лидеры по уровню востребованности – «классические» кредиты и овердрафты – постепенно отдают пальму первенства по популярности другим формам привлечения заемного капитала.

По всей видимости, в обозримом будущем факторинг может стать фаворитом. Следует напомнить, что факторинг выражается финансированием компаний под залог их будущих доходов.

Стоит отметить, что данный продукт имеет ряд явных преимуществ. Во-первых, это отсутствие обеспечения для компаний, которые просто не в состоянии предоставить залоги банкам-кредиторам. Во-вторых, быстрота получения средств. Сегодня в условиях обострения конкуренции становится понятно, что предприятия в торговле активно пытаются накопить капитал и недвижимость. Инструмент факторинга стал полезен практически любой компании, которая желает обеспечить максимальный рост объема продаж, вне зависимости от ее размера.

Важно понимать, что кредитное финансирование решает проблему с учетом не столько текущего финансового состояния фирмы, сколько на основе будущих ее доходов.

Так как в кредитном портфеле большинства банков Казахстана весомую долю занимают именно торговые предприятия, то в связи с общим ростом казахстанской экономики сегодня несложно прогнозировать рост данного сегмента.

Несмотря на общую спадающую кривую, очевидно, что потребность торговых компаний в оборотных средствах будет только расти.

Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: