USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97111.20$
+31.700

Доверять нельзя паниковать

Первый шаг, который требуется сделать Нацбанку для улучшения ситуации с доверием, – определиться с курсовой политикой

Share
Share
Share
Tweet
Share
Доверять нельзя паниковать- Kapital.kz

Доверие к денежно-кредитной политике, о котором уже второй раз говорит президент – очень важный и не придуманный в Казахстане фактор. Основные научные работы по этой теме защищались в 1990-х и 2000-х, и метрика доверия активно применяется во многих странах. А в Казахстане...

А в Казахстане с доверием к денежно-кредитной политике и регулятору все плохо. Так плохо, что президент Касым-Жомарт Токаев уже два раза за последние четыре месяца затрагивал эту тему. В октябре на совещании по экономическим вопросам он поручил разработать стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года, а также призвал Нацбанк улучшить коммуникации и проводимую информационно-разъяснительную работу, что позволит повысить доверие к действиям регулятора со стороны участников рынка и населения, а также снизить необоснованные девальвационные ожидания. До этого летом он говорил о доверии к курсовой политике: «Нацбанку следует принять меры по повышению транспарентности и доверия населения и бизнеса в проводимой курсовой политике». Срок по этому поручению истекает 1 ноября.

Четыре фактора доверия из научных работ. Высокое доверие способно смягчить проблему непоследовательности денежно-кредитной политики во времени и, как следствие, поддерживать более низкие инфляционные ожидания. Повышенная транспарентность и хорошая коммуникационная политика улучшают доверие к денежным властям и повышают эффективность денежно-кредитной политики. Регулятор, которому доверяет общество, может более гибко реагировать на шоки. И наконец... центральный банк с низким доверием вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику.

Вопрос доверия далеко не праздный, я его поднимаю не первый раз и рад, что об этом заговорили на таком высоком уровне. Национальный банк никак не измеряет степень доверия. В нашей реальности инфляционного таргетирования, чтобы понять уровень доверия достаточно измерить разность между инфляционными ожиданиями профессиональных аналитиков или населения, с одной стороны, и заявленным властями целевым ориентиром инфляции на тот же период – с другой. Уровень инфляционных ожиданий среди профессионалов Нацбанк не измеряет ни публично, ни, по собственной информации, непублично. А вот у населения регулятор интересуется и по последним данным, ожидание даже ниже фактической инфляции – 5,3% против 5,5% на август этого года. То есть все хорошо? Но почему тогда президент уже второй раз говорит про доверие. Согласно параллельному подсчету, который ведут энтузиасты, уровень инфляционных ожиданий в августе составил 7,2%. Субъективно кажется, что это уже ближе к истине.

Первый шаг, который требуется сделать Нацбанку для улучшения ситуации с доверием, – определиться с курсом и курсовой политикой. Надо признать, что у нас не до конца свободный курс тенге, и четко определить уровень его несвободы, либо же перестать пытаться его фиксировать. Это сделать достаточно просто – день в день сообщать о своих интервенциях на валютный рынок.

То же самое касается и девальвационных ожиданий. Национальный банк 3,5 года в рамках опроса про инфляционные ожидания спрашивал и про девальвационные, а летом после поручения президента перестал. Согласно последним проведенным опросам, уровень девальвационных ожиданий составлял 70%, то есть два казахстанца из трех готовы к тому, что национальная валюта будет обесцениваться.

Второй шаг, который надо сделать – наладить коммуникации. И речь сейчас не про доклады и круглые столы, не про заседания правительства и отчетные встречи, с ними все нормально. Требуется чуть больше открытости и честности. Основная претензия к регулятору – он уже несколько раз обещал, что девальвации не будет, а потом ее проводил. Сейчас получается ситуация, когда регулятор живет в своем мире докладов и свободного курса тенге. Экспертное сообщество живет в своем мире, где все знают, что курс формируется не до конца рыночными методами. А люди остаются где-то посередине, разрываемые спекулянтами и слухами, которые никто в регуляторе не старается развеивать.

Для этого требуется полностью перестроить процессы внутри, проводить больше брифингов, общаться с прессой, давать больше интервью и попробовать работать с информационными поводами по-новому. Например, если Нацбанк покупает для ЕНПФ облигации КТЖ, то говорить об этом лучше заранее, объясняя, зачем и почему это делается, а не после, когда облигации уже куплены. Это повысит доверие не только к регулятору, но и к ЕНПФ. Кроме того, это повысит и финансовую грамотность как медиасообщества, так и людей. Да и просто придется меньше оправдываться, классно же.

Третий шаг – дистанцирование от политики. Независимость центральных банков давно стала одним из основных принципов денежно-кредитной политики, а наш регулятор сейчас выглядит достаточно сильно зависимым, и не в последнюю очередь из-за председателя, который выглядит больше политиком, нежели технократом. В любом случае коммуникация начинается сверху, и самым первым шагом к возвращению доверия (а это возможно, потому что нет ничего невозможного) должно стать изменение поведения председателя – не сбегать от журналистов, а больше отвечать на вопросы, больше давать интервью, больше общаться и коммуницировать.

Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.