Доверие к денежно-кредитной политике, о котором уже второй раз говорит президент – очень важный и не придуманный в Казахстане фактор. Основные научные работы по этой теме защищались в 1990-х и 2000-х, и метрика доверия активно применяется во многих странах. А в Казахстане...
А в Казахстане с доверием к денежно-кредитной политике и регулятору все плохо. Так плохо, что президент Касым-Жомарт Токаев уже два раза за последние четыре месяца затрагивал эту тему. В октябре на совещании по экономическим вопросам он поручил разработать стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года, а также призвал Нацбанк улучшить коммуникации и проводимую информационно-разъяснительную работу, что позволит повысить доверие к действиям регулятора со стороны участников рынка и населения, а также снизить необоснованные девальвационные ожидания. До этого летом он говорил о доверии к курсовой политике: «Нацбанку следует принять меры по повышению транспарентности и доверия населения и бизнеса в проводимой курсовой политике». Срок по этому поручению истекает 1 ноября.
Четыре фактора доверия из научных работ. Высокое доверие способно смягчить проблему непоследовательности денежно-кредитной политики во времени и, как следствие, поддерживать более низкие инфляционные ожидания. Повышенная транспарентность и хорошая коммуникационная политика улучшают доверие к денежным властям и повышают эффективность денежно-кредитной политики. Регулятор, которому доверяет общество, может более гибко реагировать на шоки. И наконец... центральный банк с низким доверием вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику.
Вопрос доверия далеко не праздный, я его поднимаю не первый раз и рад, что об этом заговорили на таком высоком уровне. Национальный банк никак не измеряет степень доверия. В нашей реальности инфляционного таргетирования, чтобы понять уровень доверия достаточно измерить разность между инфляционными ожиданиями профессиональных аналитиков или населения, с одной стороны, и заявленным властями целевым ориентиром инфляции на тот же период – с другой. Уровень инфляционных ожиданий среди профессионалов Нацбанк не измеряет ни публично, ни, по собственной информации, непублично. А вот у населения регулятор интересуется и по последним данным, ожидание даже ниже фактической инфляции – 5,3% против 5,5% на август этого года. То есть все хорошо? Но почему тогда президент уже второй раз говорит про доверие. Согласно параллельному подсчету, который ведут энтузиасты, уровень инфляционных ожиданий в августе составил 7,2%. Субъективно кажется, что это уже ближе к истине.
Первый шаг, который требуется сделать Нацбанку для улучшения ситуации с доверием, – определиться с курсом и курсовой политикой. Надо признать, что у нас не до конца свободный курс тенге, и четко определить уровень его несвободы, либо же перестать пытаться его фиксировать. Это сделать достаточно просто – день в день сообщать о своих интервенциях на валютный рынок.
То же самое касается и девальвационных ожиданий. Национальный банк 3,5 года в рамках опроса про инфляционные ожидания спрашивал и про девальвационные, а летом после поручения президента перестал. Согласно последним проведенным опросам, уровень девальвационных ожиданий составлял 70%, то есть два казахстанца из трех готовы к тому, что национальная валюта будет обесцениваться.
Второй шаг, который надо сделать – наладить коммуникации. И речь сейчас не про доклады и круглые столы, не про заседания правительства и отчетные встречи, с ними все нормально. Требуется чуть больше открытости и честности. Основная претензия к регулятору – он уже несколько раз обещал, что девальвации не будет, а потом ее проводил. Сейчас получается ситуация, когда регулятор живет в своем мире докладов и свободного курса тенге. Экспертное сообщество живет в своем мире, где все знают, что курс формируется не до конца рыночными методами. А люди остаются где-то посередине, разрываемые спекулянтами и слухами, которые никто в регуляторе не старается развеивать.
Для этого требуется полностью перестроить процессы внутри, проводить больше брифингов, общаться с прессой, давать больше интервью и попробовать работать с информационными поводами по-новому. Например, если Нацбанк покупает для ЕНПФ облигации КТЖ, то говорить об этом лучше заранее, объясняя, зачем и почему это делается, а не после, когда облигации уже куплены. Это повысит доверие не только к регулятору, но и к ЕНПФ. Кроме того, это повысит и финансовую грамотность как медиасообщества, так и людей. Да и просто придется меньше оправдываться, классно же.
Третий шаг – дистанцирование от политики. Независимость центральных банков давно стала одним из основных принципов денежно-кредитной политики, а наш регулятор сейчас выглядит достаточно сильно зависимым, и не в последнюю очередь из-за председателя, который выглядит больше политиком, нежели технократом. В любом случае коммуникация начинается сверху, и самым первым шагом к возвращению доверия (а это возможно, потому что нет ничего невозможного) должно стать изменение поведения председателя – не сбегать от журналистов, а больше отвечать на вопросы, больше давать интервью, больше общаться и коммуницировать.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане