В сентябре швейцарским парламентом принято решение о начале передачи банковской и налоговой информации 19 странам мира, в том числе и Казахстану, сообщает издание swissinfo.ch. Ранее такое соглашение подписано с 36 странами. В недавно опубликованном докладе Федерального совета правительства Швейцарии подведены промежуточные итоги, согласно которым первый опыт обмена данными с 36 странами (куда входят Россия, Китай, Саудовская Аравия) оправдал ожидания, механизм успешно функционирует. Предполагается, что данный режим у Швейцарии в скором времени будет действовать примерно со 100 странами мира.
В связи с этим кажется, что нынешнее поколение жителей Земли становится свидетелями того, как знаменитая банковская тайна активов на счетах нерезидентов Швейцарии окончательно уходит в небытие. Отметим, что во время парламентских дебатов в обеих палатах парламента Швейцарии звучали резкие высказывания депутатов, касавшихся вопроса опасности передачи такой важной информации государствам. Однако инструмент автоматического обмена банковской информацией (АОИ), по-видимому, стал весьма эффективным методом противодействия уходу от налогов и отмыванию, а возможно, и легализации финансовых средств, добытых преступным путем. И в данном вопросе Швейцарию больше тяготит репутация «глобальной прачечной по отмыванию грязных денег». Так почему же официальный Берн так стремится окончательно «избавиться» от своего бренда – «банковской тайны»?
Жива ли банковская тайна?
Банковская тайна, надежно защищавшая клиентов банков от любого вмешательства в их частную финансовую жизнь, во все времена прославляла Швейцарию. Но в последнее время можно было заметить, что на банковские структуры страны значительно усилился санкционный натиск. Банки не раз подозревались в содействии отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов особо состоятельным лицам со всего мира. Первая информация о том, что банковская тайна в Швейцарии «более не подает признаков жизни», появилась после того, как страна выдала данные о своих клиентах США. Но есть и другая точка зрения, основанная на ряде фактов.
Политика деофшоризации принесла результаты
Раньше, как известно, плата за консультации по созданию надежной и непроницаемой структуры владения состоянием была в списке не самых востребованных статей расходов крупного бизнеса и состоятельных частных лиц. Проще говоря, юридические и физические лица на этом экономили. Сегодня же защита оффшорного состояния не обходится без сложной многоуровневой системы. Сильное «затягивание гаек» сделало подобные услуги дороже, а офшорные структуры - сложнее.
Политическая нейтральность всегда была в традициях Швейцарии. И многие годы страна, как и банковская тайна, никому не были помехой и даже, напротив, были в радость. Однако Швейцария больше не может оставаться в стороне. «Финансовая прозрачность» стала необходимой из-за снижения экономического роста во всем мире, и в странах Европы в частности. Согласно данным агентства Bloomberg, на текущий момент консенсус-прогноз роста реального ВВП европейской зоны за 2019 год по сравнению с ожидаемым ростом в 1,4% составит всего 1,1%. При этом Бундесбанк Германии видит очень высокую вероятность начала технической рецессии в «экономике-флагмане Европы». Все это не могло не отразиться на начале так называемой постепенной «просадки» былой славы банковской тайны Швейцарии.
Готовы сотрудничать со всеми
Сторонний наблюдатель может заметить, что Швейцария готова к сотрудничеству с мировым сообществом. Например, в 2009 году швейцарское правительство предоставило США данные о 5 тыс. клиентах банка UBS. Тогда многие оценили этот шаг как серьезную победу. Эксперты считают, что серьезным рычагом в этой победе стала монополия доллара США. Ведь для функционирования банка Швейцарии нужен корреспондентский счет в банке США. Поэтому раскрытия банковской тайны долгое время добивались именно Штаты. Со стороны других стран такой явной активности не наблюдалось. Видимо, у государств не было таких возможностей для официального обращения или отсутствовала сильная мотивация.
Стоит обратить внимание и на использование Швейцарией еще одного «принципа». Представление информации в рамках взаимной административной помощи между странами происходит только в том случае, когда основанием для подозрений является законно полученная информация. Украденная из банков и далее переданная властям других стран с помощью осведомителей информация не может быть принята в качестве необходимого основания для предоставления банковской информации о клиенте швейцарским банком. Объединение усилий и отправка консолидированных запросов группой стран стали появляться после того, как стало понятно, что в одиночку от Швейцарии каких-то результатов могут добиться только США. Так, относительно недавно налоговыми органами Нидерландов вместе с коллегами из Австралии, Франции, Германии и Великобритании в адрес Швейцарии направлен запрос о предоставлении информации по вкладчикам банка Credit Suisse. Необходимость получения данных возникла из-за расследования возможного уклонения от уплаты налогов сотнями граждан этих стран. Власти Швейцарии при этом утверждали, что получение информации о происходящем - несвоевременно. Представители Credit Suisse заявили, что неблагонадежные персоны уже давно не являются их клиентами.
Расследования по подозрению в отмывании денег коснулись также и граждан Казахстана. Так, в 2009 году Швейцария вернула Казахстану через целевой фонд Всемирного Банка (ВБ) 84 млн франков. В 2011 году прокуратурой Женевы были также конфискованы около 48 млн долларов. В 2018 году Федеральным уголовным судом Швейцарии удовлетворено ходатайство Генпрокуратуры Казахстана по возврату 762 тыс. долларов и 915 тыс. тенге. В середине января 2019 года удовлетворено ходатайство на 140 млн тенге, которые были добыты незаконным путем и в последующем выведены за пределы страны. Тогда, согласно официальной информации общая сумма денежных средств, которая была зачислена в бюджет страны (в рамках работы по возврату похищенных активов), составила порядка 420 млн тенге.
На свой страх и риск
С учетом вышесказанного хотелось бы отметить, что экономика Швейцарии очень сильно завязана на банковских вкладах. Но натиск со стороны международных организаций и других стран на государство постоянно растет. Из-за экономического кризиса правительства стремятся «оставить» в стране денежную массу, которая выводится за ее пределы, или вернуть обратно через политику легализации. Как известно, в Казахстане акция по легализации проходила с 1 сентября 2014 года по 30 ноября 2016 года, и тогда, по данным Национального Банка РК, было открыто около 7917 счетов, на которые внесено около 2 трлн 860 млрд тенге. Как сообщал экс-председатель Нацбанка Данияр Акишев, «для легализации денег из-за рубежа в Казахстан средства поступали в основном из Швейцарии, Сингапура, Великобритании, Королевства Лихтенштейн».
Тем не менее через такие страны, как Швейцария обеспечивается жизнеспособность мировой экономики. Именно по этой причине вопрос о скорой отмене банковской тайны (полный обмен информацией и доведение системы до автоматизма. – Ред.) остается открытым. Уже сейчас понятно, что традиционная банковская тайна Швейцарии испытывает проверку на прочность, и, до момента оказания по-настоящему сильного давления, ситуация так и будет оставаться в подвешенном состоянии. Здесь необходимо помнить, что автоматический обмен информацией, о котором часто забывают, теперь уже будет касаться самой Швейцарии.
Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)