USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.91$
-0.200
BTC
70217.00$
+2167.200

В Нацбанке прокомментировали инициативы по обменникам

Заместитель председателя Национального банка Дина Галиева также рассказала, какой эффект должен быть от предлагаемых поправок

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Нацбанке прокомментировали инициативы по обменникам- Kapital.kz

На днях Нацбанк опубликовал Проект постановления о новых правилах игры на рынке обменных пунктов, которые планируется внедрить. Было предложено ограничить время работы обменников, повысить уставный капитал для них и включить идентификацию клиента. Заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан Дина Галиева прокомментировала, с чем связаны новые инициативы и какого эффекта стоит ждать от них.

- Последние два дня общественность активно муссирует тему обменных пунктов: много вопросов вокруг графика работы, отсутствия деления по капитализации по территориальной принадлежности и другое..

- Предложения улучшающего характера, такие как обеспечить обменными пунктами аэропорты, железнодорожные вокзалы, уровень капитализации в разрезе регионов и другое, Национальный банк готов рассматривать. Поэтому проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных.

- Один из пунктов, который активно обсуждается и вызывает некоторое непонимание, это предложение обязать обменники регистрировать личные данные каждого клиента. С чем связана эта инициатива?

- Что касается самих требований, необходимо начать с того, что в Казахстане уже более 10 лет действует система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Все организации, оказывающие финансовые услуги, включая обменные пункты, проходят финансовый мониторинг. В частности, законом Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена обязанность обменных пунктов по проведению надлежащей проверки клиентов при покупке, продаже и обмене наличной иностранной валюты, основным пунктом которой является фиксирование сведений о клиенте.

При этом в части борьбы с отмыванием и финансированием терроризма международным сообществом уже приняты более жесткие требования и стандарты. Так, согласно рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которые признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком, процедуре идентификации должны подлежать все операции, включая обменные. Проверка клиента в первую очередь необходима на предмет отмывания денег, а во-вторых, на отсутствие в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

Следует отметить, что Совет безопасности ООН 29 июля 2005 года настоятельно призвал все страны-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в сорока рекомендациях ФАТФ.

Кроме того, ужесточение подходов к идентификации клиентов является одновременно задачей и Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая начиная с 2010 года проводит ужесточение, направленное на борьбу с налоговыми преступлениями, отмыванием денег и другими нелегальными финансовыми операциями. При этом в последнее время ОЭСР сконцентрировалась на вопросах противодействия использованию финансовых услуг в коррупционных целях и финансированию терроризма

- Можете уточнить, в каких странах обменные пункты идентифицируют своих клиентов?

- Практически во всех странах мира. В некоторых странах все еще сохраняются пороговые суммы для идентификации клиентов, но, как я уже отмечала, с ужесточением международных стандартов страны Европейского союза - Китай, Монако, Лихтенштейн, Аргентина - уже отменили какие-либо пороги. Это объясняется тем, что на практике наличие пороговых сумм дает недобросовестным клиентам возможность проводить дробление обменных операций, тем самым избегая надлежащей проверки со стороны финансовых организаций.

- Участники рынка опасаются, что обменники начнут закрываться из-за предполагаемого повышения требований по уставному капиталу. С чем связаны требования Нацбанка по увеличению уровня капитализации?

- Что касается требований к минимальному уровню капитализации, то обменные пункты должны обладать достаточным уровнем капитализации, чтобы не создавать дефицит наличной иностранной валюты и обеспечивать спрос населения в полном объеме. Особенно это актуально в периоды активного спроса. Вспомним многочисленные жалобы от населения, когда обменные пункты не продавали валюту, ссылаясь на ее отсутствие или нежелание реализовать наличные по текущему курсу. Обменные пункты должны работать бесперебойно, не создавая помех населению при конвертировании валюты. То же самое касается требования к обменному пункту иметь на счете не менее 20% от уставного капитала – при необходимости он может использовать данные средства для закупа иностранной валюты, но с условием восполнения неснижаемого остатка в течение трех рабочих дней. Поэтому мера по капитализации вкупе с обязательным резервом денег обменного пункта на его банковском счете существенно минимизирует риск дефицита наличной иностранной валюты, который, как показывает практика, провоцирует ажиотаж на наличном рынке и неоправданный рост курсов.

- Кстати, в прошлом году также был повышен порог по уставному капиталу для обменников. К чему привела эта инициатива?

- В целом вводимые требования по идентификации клиентов и капитализации ошибочно считать спонтанными и сиюминутными, так как Национальным банком в течение последних 5 лет последовательно принимались меры по обеспечению физической и информационной безопасности, ведению электронного учета операций, наличию контрольно-кассовых аппаратов, а также минимального уставного капитала. К примеру, в январе 2018 года минимальный уставный капитал небанковских обменных пунктов был увеличен в 6 раз, до 30 млн тенге, при этом объемы продаж иностранной валюты небанковскими обменными пунктами за январь-март 2018 года увеличились на 39 млрд тенге, или 6%, сократились спреды, рынок консолидировался и выросла конкуренция между обменными пунктами.

- Почему все-таки было принято решение ограничить время работы обменных пунктов?

- Что касается графика работы обменных пунктов – это общемировая практика. В таких странах, как Италия, ОАЭ, Таиланд, Польша и др., режим работы обменных пунктов ограничен только дневным временем (до 19.00-20.00). Это прежде всего связано с вопросами безопасности работы в ночное время как для самих обменных пунктов, так и для населения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.